|
|
Об ИМЛИ
| Структура Института
| Отдел теории литературы
| Исследовательская работа отдела
| Теория литературы
Теория литературы: в 4 томах
Основные проблемы в историческом освещении.
Т. 1. М.: ИМЛИ РАН, 2005. 336 с.
ISBN 5-9208-0193
Т. 3. М.: ИМЛИ РАН, 2003. 592 с.
ISBN 5-9208-0170-0
Т. 4. М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. 624 с.
ISBN 5-9208-0058-5
Фундаментальный труд «Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении» (в четырех томах), выполненный в Отделе теории Института мировой литературы РАН при участии ведущих теоретиков из других научных учреждений, отвечает настоятельной научной потребности в новом труде по теоретическому литературоведению, учитывающем и отражающем уровень знания, достигнутый наукой о литературе к настоящему моменту после выхода в свет в начале 60-х годов трехтомной «Теории литературы». Концепция труда была разработана под руководством А.В. Михайлова.
Основанный на осознании современного состояния теории, анализе ее нередко скрытых и трудно доступных предпосылок, новый труд представляет собою свод современного литературно-теоретического знания, свод, однако не нормативный, но ориентированный на конкретно-историческое развитие знания о литературе и словесности. Все основные проблемы, понятия и термины науки о литературе даются в историческом освещении, в результате чего современная теория литературы предстает областью знания, открытой в разных направлениях: в сторону исторической поэтики, истории литературы и широкого историко - культурного контекста вообще. Преодолев отвлеченно-систематический подход, современная теория литературы предстает знанием по преимуществу и в глубине своей историческим, литературная теория проникает собою историческое знание и выступает из него. Современная теория литературы осмысляет самое себя, рефлектирует научную традицию и тем самым с куда большей органичностью, чем раньше, включает себя в общую историю науки и наук.
Такой труд не имеет аналогов в современной русской и западной науке. Как показывает опыт и наблюдения, развитие гуманитарных дисциплин начинает затруднять и делать невозможным обобщения, создавая ситуацию, при которой научное знание подавляется необозримым множеством поставленных, но неразрешенных вопросов. Вследствие такой ситуации в западной науке в последние десятилетия не возникает научных теорий литературы, и все «здание» теорий в лучшем случае распадается на некоторое количество вспомогательных построек, которые в своей совокупности не заменяют целого.
Труд состоит из четырех томов, содержание которых излагается в открытом виде - не в виде готовых, окончательных и твердых результатов, но в виде узлов обостренных проблем, которые все вновь и вновь встают перед исследователем. Предельная гибкость в освещении тем, основанная на конкретности теоретико-литературного знания, исключает какую бы то ни было неподвижность и догматизм.
В первом томе «Слово» (отв. ред. С.А.Небольсин) обоснован взгляд на слово (а не на образ, как ранее) как на первоэлемент литературы, определено место литературы (словесности, поэзии) среди других искусств. В высшей степени значительной и оригинальной работе А.В. Михайлова «Методы и стили» изложена фундаментальная концепция развития мировой литературы на протяжении многих веков, основанная на изучении места слова в культуре и переосмыслении самого понятия риторика, которое выступает как стиль мышления и принцип творчества.
В третьем томе труда «Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении», посвященном проблеме «Роды и жанры» (отв. ред. Л.И.Сазонова), осмыслено реальное жанровое богатство литературы в ее историческом существовании от античности до XX в., - богатство, отражающее многообразие форм литературного мышления и сознания. В томе представлены также теоретические рефлексии прошлого и настоящего относительно жанров, родов и видов. Содержание тома представлено в трех разделах: «Роды и жанры литературы в теоретическом освещении»; «Исторически существовавшие системы жанров»; «Отдельные жанры в историческом освещении. Историческая морфология жанров».
В четвертом томе «Художественный процесс» (отв. ред. Ю.Б.Борев) изучаются основные проблемы процесса литературного развития: художественные взаимодействия внутри литературного процесса (между произведениями, направлениями, эпохами, национальными литературами); историческое членение литературного процесса на эпохи литературного развития; художественные направления, понимаемые как инвариантные художественные концепции мира и личности. В труде даются теоретические характеристики основных направлений в истории литературы и основные направления в литературе XX в.
В настоящее время ведется работа над вторым томом «Теории литературы», посвященном «Произведению». Даются определения основных понятий, связанных с характеристикой литературного произведения: становление самого понятия и его историческое развитие; внутренняя организация произведения (сюжет, фабула, композиция, образ автора, система действующих лиц и др.); переосмысление отдельного произведения в контексте цикла и книги; принципы интерпретации произведения (интертекстуальный анализ и его границы, произведение и его ценность и др.).
Одним из основных выводов современной теории литературы можно считать положение об историчности любых литературных явлений и, следовательно, о конкретности их существования.
Четырехтомный труд по теории литературы отражает современное состояние науки в области теоретического литературоведения и, таким образом, насущно необходим для самосознания науки в совершенно новых условиях, для определения ее возможностей и задач в настоящее время.
|
|
|
|