Об ИМЛИ | Дом на Поварской
I
Дом князя Сергея Сергеевича Гагарина построен архитектором Доменико Жилярди в начале 20-х годов XIX века в период, послепожарной Москвы.
Это один из самых совершенных образцов стиля русского классицизма. Особняк расположен свободно, легко обозреваем. Он несколько отступает от красной линии - тротуара, отодвинут в глубь двора.
Рустованные стены первого этажа имитируют каменную кладку с гладкой лицевой коверностью, имеют вид цоколя.
Веерные замковые камни над дверями о окнами украшены львиными масками-горельефами. Центральный выступ фасада - ризалит - на уровне второго этажа прорезан тремя глубокими арками с широким полукружным обрамлением - архивольтом. В каждой арке по две дорических колонны, капители которых держат балку-архитрав. Над ними - орнаментальные вставки-горельефы с изображением орлов и лавровых венков.
Треугольная плоскость фронтона - свободна от декора. А горизонтальная полоска фриза, наоборот, обильно украшена рельефами.
Едва проступает плоский купол на центральной оси здания.
Три простых, скромных двери в центре главного фасада ведут в вестибюль-сени. Здесь тяжелые, приземистые дорические колонны создают ощущение устойчивости, прочности, надежности здания. Парадная лестница из вестибюля поднимается на небольшую площадку, откуда уже двумя маршами приводит на обширную лестничную площадку, превращенную в парадный, торжественный, нарядный аванзал. Ощущение простора, устремленности ввысь создает здесь высокие парусные своды, которые сходятся к небольшому фонарику - источнику дневного освещения аванзала и парадной лестницы.
Все четыре стены аванзала прорезаны высокими, крупномасштабными арками с декоративным обрамлением - архивольтом. В каждой арке колонны конического ордера поддерживают богато орнаментированный архитрав, на котором располагается скульптурная группа Аполона и муз.
Лестничную площадку по периметру обрамляют металлическая ажурная решетка с четырьмя тумбами, которые высоко вверх поднимают светильники - источники искусственного освещения. В решетку вмонтированы вставки-рельефы из позолоченной бронзы с изображением античной маски.
Слева от аванзала вход в танцевальный зал - самое большое помещение особняка. Здесь конические колонны и пилястры - не только лучшее украшение зала, но важный элемент несущей конструкции помещения площадью в 200 кв. метров и высотой в 6 метров. Праздничность, нарядность придает залу и сплошная лента лепного орнамента, опоясывающая его по периметру.
Прямо от аванзала вход в самую красивую анфиладу зал или "открытых гостиных", протянувшуюся вдоль главного фасада дома. Это три смежных помещения, разделенных парными колоннами конического ордера. Средняя гостиная несколько больше боковых, которые почти равновелики.
"Открытые гостиные" и локальны, и едины в обширном, свободном, объединяющем их и влекущем вперед пространстве.
Справа от аванзала - вход в анфиладу комнат по боковому фасаду. Самая примечательная - "каминный зал" или "парадный кабинет". Три больших арочных окна, поставленный низко, почти у пола, образуют полукруглый эркер - "фонарь" - мощный источник освещения. Эта "световая часть" кабинета отделена от остальной - большей площади комнаты сдвоенными коническими колоннами.
Крупные круглые лепные медальоны на потолке эркера и широкая лента насыщенного орнамента, опоясывающая весь кабинет, делает его элегантным, нарядным, изысканным. Но главное его украшение - большой беломраморный камин с высоким зеркалом.
На боковых стенах камина - барельефные изображения крылатых женских фигур на шаре и с лавровым венком в руке. Это традиционная для Жилярди деталь декора - аллегорические символы крылатой Победы или России.
В центре, вверху - сложная композиция: медальоны с головой лошади, рога изобилия, триумфальное шествие колесницы, грифоны...
Из кабинета - вход в парадную спальню. Только здесь появляются колонны коринфского ордера высокие, статные, легкие, с тщательно проработанными изысканными капителями. Они разделяют собственно спальню-альков и уборную-гардеробную. Здесь коробовый свод расписан гризалью, имитирует скульптурный декор - венки, факелы, розетки, лифы…
Две застекленных двери (они же - окна) выводят на просторный балкон, обращенный в сад. Ажурная металлическая решетка балкона не мешает ощущению живой природной среды - того "зеленого" окружения, пасторальности, лиричности, домашнего уюта, приветливости, которые были присущи московским особнякам начала XIX века.
II
Доменико Жилярди - выходец из итальянского кантона Швейцарии, самый талантливый из династии зодчих Жилярди. Двадцать лет самозабвенного труда отдал он на благо Москвы. Оканчивал Московский университет великого М.Ф.Казакова, пострадавший в пожаре 1912 года. Перестраивал и строил заново такие знаменитые здания в Москве как Вдовий дом в Кудрине (ныне университет усовершенствования врачей), Екатерининский институт на Божедомке (ныне Центральный Дом Российской армии), Опекунский Совет Воспитательного дома на Солянке (ныне Президиум Российской Академии медицинских наук), Дом Луниных на Никитском бульваре (ныне - Музей народов Востока), усадьба Усачевых-Найденовых на склоне реки Яузы (ныне Центр спортивной медицины) и др.
Таков был успешный градостроительный опыт Д.Жилярди, прежде, чем он взялся за особняк С.С.Гагарина и создал обще признанный образец русского классицизма, вошедший в историю мирового зодчества.
Сергей Сергеевич Гагарин - заказчик постройки, первый владелец особняка - из известного в России княжеского рода, потомок екатерининских вельмож. Он был страстно увлечен постройкой особняка, вкладывал в него громадные душевные силы, энергию, средства. Но не успел завершить отделочные работы, обустроить дом, пожить в нем. Денежные затруднения вынудили его продать особняк.
Последовавшие затем разные владельцы дома - недолговременные и случайные - не задерживают внимания.
Из всей истории дома и его обитателей в так называемый "догорьковский" период следует выделить только "Управление государственного коннозаводства", которое предоставляло особняк для проживания своим управляющим. В их числе - в 1875 году в особняке поселился Заведующий Московским отделением коннозаводства генерал-майор Леонид Николаевич Гортунг. И вместе с ним хозяйкой в этот дом вошла старшая дочь А.С.Пушкина - Мария Александровна.
Фотография с портрета М.А.Пушкиной-Гортунг, написанного в середине 60-х годов академиком живописи И.К.Макаровым и сегодня украшает парадный кабинет ("каминный зал") и останавливает внимание каждого. (Подлинник в Государственном Музее Л.Н.Толстого).
Здесь изображение М.А.Пушкиной вполне на месте - как знак памяти дочери поэта и бессмертия ее в литературной жизни - в романе Л.Н.Толстого "Анна Каренина".
Именно в середине 60-х годов, когда писался портрет, Л.Н.Толстой встретился с Марией Александровной на одном из балов в Туле, увидел ее такой, какая она на портрете. И запечатлел конкретные характерные признаки ее исключительной внешности в образе главной героини романа. В портрете Анны он отмечает "своевольные, короткие колечки курчавых волос… на затылке и висках", "точеные… плечи", "руки с тонкой кистью", "породистость"…
Жизнь М.А.Гортунг на Поварской была непродолжительной и закончилась драматически.
В октябре 1877 года Л.Н.Гортунг был обвинен судом присяжных в хищении государственных средств. Он застрелился прямо в здании суда, оставив записку с клятвенным уверением в своей невиновности.
И опять-таки Л.Н.Толстой, хотя и двадцать лет спустя, творчески использовал этот трагический эпизод - подлинный жизненный факт -в драме "Живой труп" в сцене самоубийства Федора Протасова.
А Ф.М.Достоевский сразу же - вслед трагедии - взволнованно откликнулся на нее статьей "Самоубийство Горнунга", вошедшей в "Дневник писателя", как серьезная критика Российской судебной системы.
С 1937 года Дом на Поварской связан с именем Горького - Музеем, Архивом писателя, а также ИМЛИ - крупнейшим научно-исследовательским центром филологической науки России, основанным по инициативе Горького и носящий его имя.
|