Ru | Eng
02 мая 2024
Почта


 
Архив А.М. ГорькогоВиртуальный музей-квартира А.М. ГорькогоРукописный отделФундаментальная электронная библиотекаФундаментальная электронная библиотекаАрхив А.М. ГорькогоВиртуальный музей-квартира А.М. ГорькогоРукописный отдел



 

Об ИМЛИ  | Структура Института  | Отдел теории литературы  | Исследовательская работа отдела  | Комиссия по изучению творчества Ф.М.Достоевского


Комиссия по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского
Научного совета «История мировой культуры»
Российской Академии Наук
(Ранее: Комиссия по изучению творчества Ф.М. Достоевского
ИМЛИ им. А.М. Горького РАН)
 
Комиссия по изучению творчества Ф.М. Достоевского была создана в январе 2001 года по инициативе директора ИМЛИ Ф.Ф. Кузнецова как общественное объединение на основе межотдельской группы. Председатель – Т.А. Касаткина (Отдел теории литературы), ученый секретарь – И.В. Пантелей (Отдел русской литературы рубежа XIX-XX веков). К.А. Степанян для работы в Комиссии был принят в Отдел теории на договорной основе. После отъезда И. Пантелей за границу, ученым секретарем Комиссии стала аспирантка Отдела теории литературы А.Л. Гумерова. Примерно в это же время в Отдел теории перешла деятельная участница работы Комиссии А.Г. Гачева. Таким образом, Комиссия фактически стала работать при Отделе теории литературы.
 
В состав Комиссии вошли ведущие достоевисты России: Ю.Ф. Карякин, ныне покойный В.А. Туниманов (тогда - вице-президент Международного общества Достоевского и президент Российского общества Достоевского), В.Н. Захаров (вице-президент Международного общества Достоевского), Б.Н. Тарасов, С.Г. Бочаров, К.А. Степанян (Национальный представитель в Международном обществе Достоевского), Б.Н. Тихомиров (ныне – президент Российского общества Достоевского), В.А. Викторович, И.Л. Волгин, Е.Г. Новикова, А.Г. Гачева, Л.И. Сараскина, П.Е. Фокин, Л.В. Сыроватко, А.Б. Криницын, М.М. Коробова (группа словаря Достоевского ИРЯ РАН), Д.А. Достоевский, Ф.Г. Никитина, Т.Л. Морозова, Н.Н. Богданов, А.Б. Галкин, А.А. Мановцев, Г.Б. Пономарева, Т.В. Бузина О.А. Деханова и др., заседания Комиссии посещали И.Б. Роднянская, В.И. Твардовская, И.А. Есаулов и др. Иностранные участники, выступавшие с докладами на Комиссии: О. Меерсон, Гвидо Карпи, о. М. Аксенов-Меерсон, С. Гренье, Хосе Луис Флорес Лопес;  иностранные аспиранты, принимавшие участие в заседаниях Комиссии: Чжан Бянь Гэ, Омацу Рё, Стефано Капилупи, Гинга Кобаяси, Клаудиа Оливьери. В изданиях Комиссии сотрудничали ведущие достоевисты и слависты мира: Ричард Пис, Гэри Сол Морсон, Малькольм Джоунс, Тойофуса Киносита, Жан-Филипп Жаккар, Сара Янг, Дебора Мартинсен, Каталин Кроо, Ксана Бланк, Рита Клейман и др.
 
Редколлегия Комиссии: В.В. Викторович, А.Г. Гачева, В.Н. Захаров, Т.А. Касаткина, О. Меерсон, К.А. Степанян, Б.Н. Тихомиров.
В Отделе теории на базе Комиссии обучались аспиранты Т. А. Касаткиной: С. Мороз («Текст Откровения Иоанна Богослова в произведениях Ф.М. Достоевского»), А. Гумерова («Композиционная роль текста в тексте в произведениях Ф.М. Достоевского»), А. Свинцова («Традиция христианского повествования в русской литературе XIX-XX века: «Идиот» Ф.М. Достоевского и «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака»). 
На заседаниях Комиссии проходят обсуждения трудов Комиссии, делаются доклады членов Комиссии и достоевистов других стран, проводятся круглые столы. Большой резонанс получила публикация круглого стола «Проблема «реализма в высшем смысле» в творчестве Достоевского» (проведен в 2002 г., опубликован в альманахе «Достоевский и мировая культура. № 20» (СПб.–М., 2004)). Не так давно прошли круглые столы: «Комментарий сегодня: стратегия и тактика» (2005), «Эсхатология Достоевского» (2006). В декабре 2006 года в рамках II Международного симпозиума «Русская словесность в мировом культурном контексте» (15-18 декабря 2006 г., Москва, пансионат «Покровское») был проведен круглый стол Комиссии «Эсхатологическая концепция Ф.М. Достоевского».
В 2001 году был создан Сайт Комиссии, заседания Комиссии записывались, расшифровывались и выставлялись на сайте, там же выставлялись книги, вышедшие под грифом Комиссии. В 2003 году сайт погиб из-за отсутствия оператора, но некоторые издания Комиссии и посейчас доступны в сети, например, «Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения». На пиратских сайтах с 2011 года доступны «Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения», «Достоевский и XX век».
Под научным руководством Комиссии в Доме-Музее Ф.М. Достоевского в Старой Руссе проводятся Апрельские юношеские чтения «Произведения Ф.М. Достоевского в восприятии читателей XXI века» http://fm-dostoevskiy.narod.ru/ (в 2011 году пройдут уже XIII-е чтения, с 2010 года Чтения проходят под грифом ИМЛИ РАН). Комиссия в сотрудничестве с Домом-Музеем Ф.М. Достоевского и Новгородским Центром развития образования создала программу-годовой цикл работы с учителями и учениками северо-западного региона, включающую в себя осенние семинары и мастер-классы для учителей и учеников (Новгород Великий), апрельские консультации (Старая Русса), Юношеские чтения (Старая Русса), секцию на Международных чтениях в Старой Руссе в мае, составленную из докладов, отобранных на Юношеских чтениях (Старая Русса).
Основная деятельность Комиссии – издательская, позволяющая объединять усилия членов Международного общества Достоевского, существующего с 1960-х годов и проводящего раз в 4 года Всемирные симпозиумы по творчеству Достоевского, проходящие в разных странах-участницах Международного общества, и иногда – промежуточные конференции (симпозиумы, где осуществлялась работа Комиссии по формированию творческих коллективов для ее трудов: 1998 – Нью-Йорк, 2000 – Токио, 2001 – Баден-Баден, 2004 – Женева, Базель).
 
Под грифом Комиссии вышли следующие издания:
 
1.        Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. Сборник работ отечественных и зарубежных ученых под редакцией Т.А. Касаткиной. М., 2001. 35 п.л.
2.        Достоевский и мировая культура. № 14. М., 2001. Главный редактор К.А. Степанян. 21 п.л.
3.        Совместно с японским университетом Тиба подготовлено издание: XXI век глазами Достоевского: перспективы человечества. Материалы Международной конференции, состоявшейся в Университете Тиба (Япония) 22-25 августа 2000 года. М., 2002. 35 п.л. Отв. ред. К.А. Степанян.
4.        Комиссией по изучению творчества Ф.М. Достоевского (Т.А. Касаткина) предоставлены материалы и оказана помощь в подготовке сборника, выпущенного Международным фондом единства православных народов: Ф.М. Достоевский и Православие. М., 2003. (23,5 п.л. Тираж 5 000 экз.).
5.        Достоевский и мировая культура. Альманах № 17. М., 2003. 30,2 п.л. Тираж 700 экз. Отв. ред. К.А. Степанян.
6.        Монография Т.А. Касаткиной «О творящей природе слова: Онтологичность слова в творчестве Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М., 2004. 30 п.л.
7.        Монография А. Г. Гачевой ««Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» Достоевский и Тютчев». М., 2004. 40 п.л.
8.        Дополнения к комментарию произведений Ф.М. Достоевского. 45 п.л. Под. ред. Т.А. Касаткиной. М., 2005.
9.        Монография К.А. Степаняна ««Сознать и сказать…» «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф.М. Достоевского». М., 2005. 32 п.л.
10.    Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения. Под ред. Т.А. Касаткиной. М.: Наука, 2007. 52,5 а.л. Участвуют ученые России, Великобритании, США, Мексики, Венгрии, Италии, Японии. То, что следующим этапом в разработке проекта Комиссии «Романы Ф.М. Достоевского: современное состояние изучения» стали «Братья Карамазовы», определяется все возрастающим (во всем мире) интересом исследователей творчества Достоевского именно к этому роману – своеобразному завещанию Достоевского, итогу и вершине его творчества. Роман «Братья Карамазовы» сейчас, пожалуй, занимает в науке о Достоевском второе место после «Идиота» по количеству посвящаемых ему ежегодно работ и докладов на российских и международных конференциях. На примере романа «Братья Карамазовы» выявлены особенности существования авторской позиции в произведениях Ф.М. Достоевского, обусловливающие соответственные структурные особенности произведения. Многослойность текста (лингвистический (библейские и евангельские цитаты) и «иконописный» уровни). Специфический прием «ошибка героя» в произведениях Достоевского. Специфический прием опровержения текста изнутри текста, «теодицея» от противного. Вопрос как особый прием в «Братьях Карамазовых». Особой удачей было согласие участвовать в труде Владимира Губайловского – поэта и математика, способного написать о романе именно с точки зрения математика (Б. Федоренко настоятельно напомнил о том, что Достоевский имел в качестве базового инженерное образование и поэтому «математически» в его произведениях вовсе не метафора (как это обычно воспринимается филологами), а иной метод мышления). Роман «Братья Карамазовы» представлен на современном этапе его изучения мировым литературоведением. Использованы новые методики работы с текстом. Прилагается библиография работ, посвященных роману за последние 40 лет.
11.    Достоевский и XX век. Под ред. Т.А. Касаткиной. В 2-х т. М.: ИМЛИ РАН, 2007. 110 а.л. Участвуют ученые России, Украины, Молдовы, США, Мексики, Китая, Японии, Венгрии, Чехии, Швейцарии, Италии, Франции. В коллективном труде «Достоевский и XX век» авторский коллектив подходит к проблеме, заявленной в заглавии, акцентируя момент влияния творчества Достоевского на культуру в целом (проявившегося во влиянии на искусство, литературу, философию, науку о литературе, более того – во влиянии на картину мира человека XX века), а не сюжетные и технические заимствования, и не зависимые и независимые схождения, акцентируемые сравнительным анализом. Исследуется Достоевский, как он пророс в жизни ХХ века, в судьбах и творчестве писателей и поэтов, философов и литературоведов в России и в мире. В работах, включенных в труд, подвергнут анализу специфический культурный феномен «Достоевский и рубеж XIX-XX веков». Достоевский оказывается «культурным фактором», изменившим «зрение» эпохи рубежа веков, сместившим ее представления о реальности, своими художественными открытиями (как например, полифония) поставившим ряд проблем философии XX века и уже на рубеже веков сформировавшим целые философские направления (русский персонализм). Подвергнута исследованию роль Достоевского в судьбах конкретных личностей XX века (Солженицына, Набокова (особо пристально), русской эмиграции), влияние Достоевского на формирование творческого метода и жанровых особенностей искусства XX века. Основываясь на определении Штейнберга: «Достоевский – национальный философ России», исследована историософия Достоевского во взаимодействии с историософскими концепциями конца XIX века и рубежа XIX-XX веков. Подобные исследования впервые проводились столь широким фронтом, с привлечением такого количества ведущих специалистов разных стран. О судьбах рода Достоевских в ХХ веке по архивным и личным материалам написал работу правнук Ф.М. Достоевского, его текст сопровождается 57 фотографиями, многие из которых опубликованы впервые.
С начала 2011 года Комиссия стала работать при Научном совете «История мировой культуры» Российской Академии Наук.
План работы
Комиссии по изучению творчества Ф.М. Достоевского
на 2011 год
1. В 2011 году исполняется 190 лет со дня рождения и 130 лет со дня смерти Ф.М. Достоевского. Комиссия планирует принять участие в осуществляемых в связи с этой датой Конкурсе методических разработок и ученических сочинений, посвященных творчеству и жизни Ф.М. Достоевского, объявленном газетой «Литература» Издательского дома «Первое сентября» (Комиссия заявлена в числе организаторов Конкурса) и проекте Богословского и Филологического факультетов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Год Достоевского» (чтение членами Комиссии лекций для студентов и преподавателей, участие в организации конференций).
2. Комиссия, совместно с Домом-музеем Ф.М. Достоевского в Старой Руссе, планирует проведение XIII Юношеских апрельских чтений «Произведения Ф.М. Достоевского глазами читателей XXI века», апрель, Старая Руса, 3 дня. Участвуют ученики и учителя Великого Новгорода, Старой Руссы, деревень и сел Новгородской области (Пола, Холм и другие), Пушкина и др. В качестве центрального текста, выносимого на обсуждение на круглом столе конференции в этом году заявлены «Записки из подполья».
3. Комиссия планирует начать работу над коллективным трудом «Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: современное состояние изучения». Этот труд продолжит серию «Романы Ф.М. Достоевского: современное состояние изучения», в рамках которой уже вышли книги Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. Сборник работ отечественных и зарубежных ученых под редакцией Т.А. Касаткиной. М., 2001. – 35 п.л. и Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: современное состояние изучения. Под ред. Т.А. Касаткиной. М.: Наука, 2007. – 52,5 а.л. Роман Достоевского «Подросток» справедливо считается наименее изученным в наследии писателя. Библиография работ по роману за последние сорок лет почти на порядок меньше соответствующей библиографии, например, по «Братьям Карамазовым». За романом стойко удерживается и недобрая слава «неудачи» Достоевского, как композиционной, так и идеологической (разваливающаяся композиция и неясная идея). Между тем последние исследования показывают, что эта слава не более чем исследовательский предрассудок, сложившийся в результате применения к изучению романа неадекватных методов и того, что исследователи не учитывали широчайший культурный контекст, на который опирается роман. В этот контекст входят литературный пласт (наиболее, но все же недостаточно изученный), мощный контекст «актуальной» западной истории (Достоевский непосредственно перед созданием романа ведет в «Гражданине» раздел «Иностранные события») и «актуальной» русской истории (в том же «Гражданине» начинается «Дневник писателя», где осмысляется состояние России в результате последних преобразований), новейшие научные открытия (например, теория тепловой смерти вселенной), мощнейшая библейская, евангельская, житийная и гностическая подоснова романа, проявляющаяся на уровне сюжетных ходов, скрытых и открытых цитат и прямых отсылок к соответствующим текстам, и многое другое. Актуальность романа с точки зрения анализа современного состояния российского общества и возможных прогнозов почти шокирующая (в силу типологического соответствия исторических ситуаций) – поэтому и воспитательные его возможности при адекватном прочтении поистине безграничны. Руководитель труда – Т.А. Касаткина. Завершение работы и издание труда планируется в 2013 году.
4. Комиссия планирует проводить в течение года регулярные заседания в режиме постоянной конференции, с докладами (40мин.-1,5 часа) достоевистов о своих текущих исследованиях и подробным их обсуждением. Кроме выступлений ведущих достоевистов планируются доклады аспирантов и магистрантов – членов Комиссии и вновь присоединившихся.
5. Комиссия планирует организовать выставление материалов этих заседаний в Интернете – в форме сайта Комиссии или страницы электронного журнала ИМЛИ.
6. Издать в 2011 году предполагается монографию д.ф.н. Т.А. Касаткиной «Авторская позиция и структура образа в произведениях Ф.М. Достоевского». Рецензенты: д.ф.н. А.Г. Гачева, д.ф.н. К.А. Степанян. Объем 28 а. л. Иллюстрации. Утверждена к печати на ученом совете ИМЛИ РАН 11 октября 2010 г. Монография посвящена проблеме авторской позиции в произведениях Ф.М. Достоевского, впервые остро поставленной М.М. Бахтиным, заявившим о равноправии голоса автора с голосом персонажа в текстах писателя. Дело, однако, обстоит так, что в текстах Достоевского голос автора, как правило, вообще отсутствует. Анализ структуры слова персонажа и повествователя, анализ образа, создаваемого Достоевским, позволяет выявить те места, где обнаруживается авторская позиция, не выраженная в прямом дискурсе. Дополняя созданную Бахтиным традицию изучения произведений Достоевского как звучащих, основное внимание автор монографии уделяет их зрительной составляющей. Анализируется влияние на творчество Достоевского западно-европейской картины и греческой и русской иконы. Описывается двусоставный образ Достоевского, скрывающий под современным обликом вечный лик, и конкретные средства и пути создания такого образа. Двусоставный образ одновременно служит средством ориентации в современности и способом воспринимать базовые тексты европейской и русской культуры – Библию и Евангелие – без затянувшей их патины, без эстетической отстраненности, возвращая им эффект присутствия здесь и сейчас, сиюминутности совершающегося.
 



В этом разделе:
   
 

                                         121069, г. Москва,
                                         ул.Поварская 25а.
                                         info@imli.ru





© ИМЛИ им. А.М.Горького РАН

Интернет-портал ИМЛИ РАН создан при поддержке Программ фундаментальных исследований Президиума РАН «Филология и информатика: создание систем электронных ресурсов для изучения русского языка, литературы и фольклора» (2003-2005) и «Русский язык, литература и фольклор в информационном обществе: формирование электронных научных фондов» (2006)

Дизайн и программная поддержка - Компания BINN.
http://www.binn.ru