Об ИМЛИ | Структура Института | Отдел теории и методологии литературоведения и искусствознания | Публикации отдела | Характеристика отдела
Основным трудом Отдела в 2004-2005 году является коллективный труд "Теоретико-литературные итоги ХХ века. Представляем ориентировочное оглавление центрального тома этого труда, готовящегося к выходу в 2004 году, посвящённого критическому анализу филологических концепций ХХ века с единых методологических позиций, и список статей, вышедших в первых двух томах и подготовленных для третьего тома труда "Теоретико-литературные итоги ХХ века". Данные материалы ни в коем случае не являются окончательными оглавлениями трудов, и служат скорее ориентиром для понимания проблематики, которой занимается Отдел.
К/т Теоретико-литературные итоги ХХ в.
Том III. ТЕОРИИ, ШКОЛЫ, КОНЦЕПЦИИ ХХ в.
подчёркнуты уже подготовленные статьи
ИНТУИТИВИСТСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
Ю. Борев. Интуитивизм (Анри Бергсон, Этьен Сурио)
Р. Хлодовский. Эстетика Б. Кроче
Ю. Борев. Эстетика Г. Рида
С. Небольсин. К. Юнг и архетипическое
НЕОПОЗИТИВИСТСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ХХ в.
Постулаты, лежащие в теоретическом основании аналитической эстетики.
1. Эмпиризм (= стремление к описанию фактов, к устранению из науки всего, что претендует на обобщение).
2. Сциентизм (= стремление к "научности" и к естественно-научной точности в эстетике и других общественных науках).
3. Гносеологизация (= отрыв гносеологических проблем искусства от онтологических).
4. Очевидность (= приоритет принципа "непосредственной данности". Это положение тянет науку вспять: когда Коперник ввел новую парадигму в науку, утверждая, что Земля вращается вокруг Солнца, он как раз преодолевал принцип "непосредственной данности").
5. Скептицизм и релятивизм.
6. Нейтрализм (= уход от социально-философских конфронтаций).
7. Гиперлогизация (= объявление логичности рассуждений ученого гарантом результативности его работы).
8. Лингвоцентризм (= рассмотрение эстетических проблем сквозь призму философии языка. Понимание истины как логически правильного выведения высказывания из других положений. Использование формально-логического анализа как инструмента проверки истинности высказывания).
9. Редукция (= сведение сложных, высших форм движения к более простым, соответственно перенесение методологии естественных наук на эстетику и другие общественные науки).
М. Шутыч (Белград). Людвиг Витгенштейн – основатель аналитической философии и ее влияние на литературоведение ХХ в.
Венский логический кружок (Мориц Шлик, Отто Нейрат, Рудольф Карнап).
А. Большакова. Аналитическая эстетика (Л. Витгенштейна 30–40 гг. М. Вейц, У. Галли, О. Боусма).
Ю. Борев. Структурализм (Пражский лингвистический кружок, Р. Барт, Ю. Кристева, Ц. Тодоров и др).
Мишеля Фуко
Семиотические концепции.
Пропп
Тартуско-московская семиотическая школа
Д. Бабич (Москва). Англо-американская «новая критика» (Айвор Ричардс, Аллен Тэйт, Эмпсон, Джордж Рэнсом, Клинт Брукс).
Е. Ухова. Теоретические идеи Набокова.
Постструктурализм
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
Антропологическая школа (Эдвард Тэйлор, Эндрью Ланг, Джеймс Фрезер. В России Н. Сумцов и А. Кирпичников)
Фрейд и Фрейдизм
Неофрейдизм (Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Салливен)
ПРАГМАТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
Ю. Борев. Прагматизм (Чарльз Пирс, Уильям Джемс, Джон Дьюи, Готшальк, Каллен)
Ю. Борев. "Реалеальная" ("натуралистическая" или "научная") эстетика (Шарль Лало)
Мифологизм и предлогическое мышление
А. Большакова. (Леви-Брюль, Фрезер, Леви-Стросс)
В. Большаков. Мифологические идеи М. Элиади.
деконструкция
В. Большаков. Деконструктивизм Ж. Деррида.
Французские деконструктивисты (Жиль Делёз, Жан Бодрийар, Морис Бланшо; англоязычные деконструктивисты Поль де Мэн, Джонатан Каллер, Хиллис Миллер, Стенли Фиш)
НЕОКОМПАРАТИВИЗМ
(В. Фридерих, Д. Мэлон, П. ван Тигема)
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
Феноменология. Гуссерль.
А. Марков. М. Хайдеггер.
А. Марков, А.Рогов. К. Коновалов. Экзистенциализм (в России Шестов, Бердяев, в Германии, Ясперс, во Франции Марсель, Сартр, Мерло-Понти, Камю; в Испании Ортега-и-Гассет).
А. Лашкевич. (Пенза) Герменевтика и постструктуралистская феноменология
Ю. Борев. Герменевтика ХХ в. (В. Дильтей, П. Рикер, М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер).
Герменевтика Г. Шпета.
РЕЦЕПТИВНАЯ ЭСТЕТИКА
Ю. Борев. Теории художественного восприятия и рецептивная эстетика (К. Яусс, В. Изер, П. Шонди)
В. Изер (ФРГ). Рецептивная эстетика.
ТЕОРЕТИКО-КОММУНИКАТИВНЫЕ И Социоком-муникативные концепции
Ю. Борев. Теоретические идеи Макса Бензе
Теория А. Моля.
РЕЛИГИОЗНЫЕ И кОСМИСТСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
Е. Иванова. Теоретико-литературные идеи П.А. Флоренского и русская религиозно-философская эстетика.
А. Гачева. Теоретико-литературные идеи русского космизма.
М. Ариас-Вихиль. Теоретико-литературные идеи французского религиозного персонализма.
ФОРМАЛИСТИЧЕСКИЕ, Социологические и культурологические концепции
Л. Киселева. Формализм и социологизм.
Теоретико-литературные идеи Ю. Тынянова.
Школа ОПОЯЗ
В. Сквозников. Русская социологическая школа.
Л. Киселева. Марксистская эстетика и теории социалистического реализма
М. Шутыч (Белград). Теоретико-литературные идеи Гольдмана (Бельгия).
Эстетика новых левых (Маркузе и др.)
Ортега-и-Гассет и дегуманизация искусств.
С. Бочаров. Теоретико-литературные идеи М. Бахтина.
С. Бочаров. Теоретико-литературные идеи Бема.
Азия, Африка, Латинская Америка
Теоретические искания в Латинской Америке
Т. Григорьева (Ин-тут Востоковедения). Теоретико-литературные идеи в Японии в ХХ в.
И. Никифорова. Концепция негритюда (Сенгор)
А. Мосейко. Постколониальные концепции (Франца Фанона, Эдварда Саида, Хоми Бхабха, Гаятри Спивака, Линда Хатчена, Энна Макклинтока)
Теоретико-литературные идеи Индии.
Институт мировой литературы им. А.М.Горького РАН
=========================================
ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИТОГИ ХХ в.
И ПЕРСПЕКТИВЫ XXI в.
Выпуск 1
Вместо введения: Литература и литературная теория
ХХ в. Перспективы нового столетия. ……(Ю. Борев)
Из мозаики мнений
Особенности литературного процесса XX в..(А.Д. Михайлов)
Литература XX в. ……………………………………….(О. Овчаренко)
Законы художественного процесса…………..... (Я. Шередеко)
Величие классики……… ……….(Л. Опульская)
Реализм и модернизм …….………………………......(А. Зинник)
I. Автор, читатель, творческий процесс
Из мозаики мнений
Литературная мистификация и проблема авторства
…..(И. Попова)
Роль читателя … …….. (А. Большакова)
*
Литературная мистификация в XX в. …...(И. Попова)
Теория читателя в XX в………………………. (А.Большакова)
Теории автора в XX в…. (А. Большакова)
II. Художественная реальность и художественная
концепция
Диалог и литературное произведение: проблема бытия-общения в литературе XX в………………………….(М. Гиршман)
Именное поле «Повести о Светомире» Вячеслава Иванова (Н.К. Гей)
Авангард – барокко: типология принципов конструирования художественного мира и ее отражение в теории литературы………………………………………………… (Л. Сазонова)
Пространство и время художественного произведения в русской литературе конца XX в. …………………(Т. Касаткина)
Теоретико-литературные аспекты творчества А.И. Солженицына………………………………………… (П. Спиваковский)
Проблема человеческой личности в литературной мысли 1900-1990-х гг….. ………………………………………..(В. Кожинов)
III. Традиции
Наука об античности и XX в. …(А. Тахо-Годи)
«Слово о полку Игореве» в поэтических контекстах ХХ в.
(Л. Сазонова)
«Освободительные» идеи XIX века как традиция русской литературы XX в. ……..(В. Сквозников)
«Перекличка» родоначальников двух эпох (Пушкин и Горький) (Л. Киселева)
IV. Проза и поэзия
Из мозаики мнений
Роман и эпопея между теорией и критикой….(Л. Аннинский)
Формотворчество в прозе конца XX в.
………………………….. …..(Т. Маркова)
Тенденции русской поэзии в XX в…………….. ….(Е. Ермилова)
Жанровые признаки западно-европейского романа XX в. ………………………………………………………………(И. Цуканов)
Сгущение смысла в поэзии XX в. ..(М. Морозова)
*
К спорам о кризисе поэзии…….. ..(Е. Ермилова)
Жанр «свободного романа». Его судьбы в литературе XX в.
(О. Овчаренко)
Проза конца ХХ в. ………………………….. ….. ..(Т. Маркова)
V. Реальность и литература
Из мозаики мнений
Художественное освоение реальности в русской литературе XIX-XX в. ….(П. Спиваковский)
Мемуары………….…………………………………………..(З. Сутаева)
*
Документальное начало в литературе XX века. Теоретические проблемы (Е. Местергази)
Мемуаристика ХХ в……………………………...(Т. Колядич)
Выпуск 2
VI. Литература России ХХ в. и теоретико-литературные проблемы
Из мозаики мнений
Художественный опыт России XX в. …..(В. Ванслов)
Автоконцепция русской литературы рубежа XX-XXI вв…
…………………………………………….….. (М. Абашеева)
Существенная, но почти не осмысленная проблема русской
литературы XX в……………………………………….(В. Кожинов)
Проблемы личности в русской поэзии XX в….. (В. Кожинов)
***
«С потом и кровью», с болью и смехом.«Поднятая целина» …(С. Семенова)
Эволюция в понимании «модернизма» в XX в...(В. Кожинов)
Русская идея» и русская литература……….....(В. Сквозников)
Метафизика смертей и абсурда. Д. Хармс и А. Введенский ….……………………………………........................(С. Семенова)
Проза 20-30-х гг.: от эксперимента к классике. Слово как
предмет и герой……………… ...(Н. Драгомирецкая)
Образы, мотивы, символы вечности Вселенной. Диалог:
Фадеев – Джек Лондон………… ..(Н. Драгомирецкая)
Отечественная классика XX в. и историзм …...(Л.Кислева)
Дагестанская литература в ХХ в. ……………….(Г. Гамзатов)
Жанры и жанрология в ХХ в.: к проблеме канона и его модификаций (обзор теоретико-литературных и эстетических концепций) (А. Большакова)
Русское зарубежье и теоретико-литературные проблемы
Русская литература ХХ в. на родине и в рассеянии: теоретические аспекты………………………………… (О. Овчаренко)
Литература свидетельства: поэтика Гайто Газданова
………………………………………………(Ю. Нечипоренко)
VI I. Зарубежная литература и теоретико-литературные проблемы
Из мозаики мнений
Восток – Запад…………………………………... …..(П. Гринцер)
*
Пруст и литература потока сознания....……….. ...(Ю. Борев)
Метаморфозы иронии (Н. Смирнова)
Литература и религия в XX в.(П. Клодель, Ф. Мориак, Т.С. Элиот, Ш. Пеги) ..(В. Большаков)
В. Большаков Постмодернизм и деконструктивизм (тема молчании в современном литературоведении)
(В. Большаков)
Теория автора и гетеронимия в лирике Фернанду Пессоа.
(О. Овчаренко)
Функции памяти в создании литературного текста….. (Е. Усова)
***
Из мозаики мнений
Литература тропической Африки…….…… (И. Никифорова)
Литература стран Азии в XX в. …………………..(Н. Никулин)
***
Путь японской культуры неизменное в изменчивом
…. …………………. (Т. Григорьева)
Русский читатель над Японским романом…. (Т. Касаткина)
«Постколониальная литература»…………... .(М. Толстанова)
Этнокультурный фактор и литература (2-я половина ХХ века)
…………………………………………………………..(А.В. Ващенко)
Фольклор в ХХ в.
Теоретические проблемы фольклора новейшего времени
…………………………………………………..…….(В. Гацак)
Интеллигентский фольклор……………………… (Ю. Борев)
Детский фольклор (изменение жанровой парадигмы)
(Ф. Капица)
IХ. Теории, школы, концепции ХХ в.
Мозаика мнений
Теория в XX веке………………………………. ..(С. Небольсин)
Аксиология в XX в. …………………………….. ..(Л. Столович)
Литературоведение как проблема…………… (Е. Местергази)
Литература и герменевтика: смена эпох………. (Л. Карасев)
Литература и философия……………………….....(В. Кузнецов)
Наука о литературе ……………………………..………(Н. Гей)
Структурализм как феномен теоретической мысли XX в.
….. ……………………………………………….(О. Алексеева)
Литературные группировки в России 20-х гг………………(Г. Белая)
***
Исторические судьбы исторической поэтики в науке о литературе XX в. …………………………………………...(Н. Гей)
Литературоведение и аксиология: возможности интеграции
……………………………………………………………...(Е. Попова)
Новое значение старых терминов в ХХ в………...(И. Попова)
П. Флоренский и религиозные концепции литературы
……. ……...(Е. Иванова)
Юнг и литературная архетипология ...(М. Шутыч, Югославия)
Концепция архетипа в теоретико-литературной мысли XX в. . …………………… …………………………(А. Большакова)
Хайдеггер и развитие системы философской поэтики в первой половине ХХ века: феноменология, герменевтика, экзистенциализм (А. Марков)
Структурализм и Ролан Барт в контексте теории и истории литературы XX в… …………………………….. (О. Алексеева)
Интертекстуальность……………………………(Ю. Степанов)
Бергсон и интуитивизм………………………......... (Ю. Борев)
Психология художественного творчества Г. Башляра……...
…………………………………………………. (В. Большаков)
Нарратология: истоки идеи коммуникативной природы искусства……………………………………….……(Н. Смирнова)
Рецептивная эстетика ……………… ……..(В. Изер, ФРГ)
Гностицизм и литература XX в………………. (О. Овчаренко)
Предыстория хаологии и роль этой научной концепции в культуре XX века……………………………………..(Ю. Борев)
Хаология…………………………………………….(И.Ильин)
Культурология Сьюзен Сонтаг в контексте теории культуры и искусства XX века…………………………. .(О. Алексеева)
Восприятие художественного опыта……………….. …(Н. Смирнова)
|