Гальцова Елена Дмитриевна
Старший научный сотрудник отдела литератур Европы и Америки новейшего времени ИМЛИ РАН им. А.М. Горького, доктор филологических наук
Образование: выпускница романо-германского отделения филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1988); в 1991 окончила аспирантуру по кафедре Истории зарубежных литератур филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; в 1993 г. защитила в МГУ кандидатскую диссертацию на тему «Французская сюрреалистическая драматургия 1920-х годов» под научным руководством Л.Г. Андреева; в 2008 г. защитила в ИМЛИ РАН докторскую диссертацию на тему «Театральность в художественной системе французского сюрреализма»
Работает в ИМЛИ РАН с 1994 года
Преподавательская деятельность: преподавала в Российской академии театрального искусства – ГИТИС с 1988 по 1993 гг., затем, по совместительству – в Военном университете (бывш.ВИИЯ), Французском Университетском коллеже (Москва), Московском гуманитарно-экономическом институте (Москва).
В 2004 г. - приглашенный профессор в Университете Клермон-Феррана им. Блеза Паскаля (Франция), отделение славистики, в 2008 г. – приглашенный профессор Университета Пикардии имени Жюля Верна (Франция), отделение компаративистики.
С 2004 г. преподает по совместительству на кафедре Сравнительной истории литератур Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) – в 2004-2009 г. в должности доцента, с 2009 по н.вр. – в должности профессора
Член Диссертационного совета ИМЛИ РАН 10.01.03 – литература народов стран зарубежья (Америки, Африки, Европы, Ближнего и Дальнего Востока)
Сфера научных интересов:французская литература и театр XIX-XXвв., культурные связи между Россией и Европой, теория литературы, компаративистика, культурный трансфер, генетическая критика.
Участие в научных обществах, ассоциациях и комиссиях:
Член Комиссии по литературе и интеллектуальной культуре Франции Научного совета «История мировой культуры» РАН;
Член международной редколлегии журнала «Critique» (Франция);
Член научного общества «Исследования сюрреализма» Национального центра научных исследований Франции и Университета Париж-3.
Ассоциированный научный сотрудник Центра Сравнительного изучения литературы и поэтики университета Париж-10, Нантерр.
Участие в международных конференциях за последние годы (избранное с 2008 г.):
Темы докладов и названия конференций
- « Андре Бретон – энциклопедист?» Международная научная конференция. Литература ХХ века: итоги и перспективы изучения. Шестые Андреевские чтения. 28-29 января 2008.
- «Туристические и рекламные стереотипы как составная часть образа России в современном французском романе». Конференция ИМЛИ РАН. Средства создания имагологических образов, стереотипов, имиджей России. 31 марта 2008.
- «Беньямин и сюрреализм» Международная конференция «Шарль Бодлер и Вальтер Беньямин: эстетика и поэтика», 21-22 апреля 2008, Институт русской литературы РАН – Смольный институт свободных искусств. Санкт-Петербург.
- «Ипостаси французского символизма». Конференция ИМЛИ РАН. Соотношение направлений в литературе рубежа 19-20 вв. Национальныеварианты. 2, 9 июня 2008.
- «La réception de la Recherche en Russie ». Proust et Les mondes lointains. 6 juin 2008. Paris, Université de Nanterre.
- «ВизуальностьвэстетикеА. Бретона». Международная конференция «Изображение и слово: формы экфрасиса в литературе. 23-25 июня 2008, Институтрусскойлитературы (Пушкинскийдом), Санкт-Петербург.
- « André Breton et les dictionnaires : création, traduction et communication des savoirs surréalistes ». Colloque international franco-italien. Chambéry (Université de Savoie, France) – Turin (Universitàdeglistudi di Torino, Italia) « Faites claquer vos langues : plurilunguisme et avant-gardes. 22 – 25 octobre 2008
-«По в теории французского сюрреализма»: Международная конференция «Приключения Эдгара Аллана По во времени и культурном пространстве» Москва, 23-25 апреля 2009.
- «Пруст в советской/российской теории литературы: вопрос о модернизме» : Вторая всероссийская научная конференция «Лики ХХ века. Модернизм: методилииллюзия?» 18-20 июня 2009.
- «Сравнительный метод и теория романа Б. Грифцова» // Российско-французская конференция «Сравнительное литературоведение и культурный траснфер». 9-10 ноября 2009 ИМЛИРАН.
- «La notion de “l’esprit souterrain » dans les adaptations théâtrale et radiophonique des Notes du sous-sol de Dostoïevski : H.-R. Lenormand, G. et M.-L. Bataille »: Франко-российскаяконференция France-Russie: Itinéraires croisées des textes et des représentations. 26-27 ноября 2009. Университет Париж-Запад, Нантерр.
- «Дух сообщества во французских и русских авангардных группах первой трети ХХ века: сравнительный анализ»: Художественные сообщества в ХХ веке. (Российско-французская конференция в рамках Года Франции в России и Года России во Франции). 4-6 октября 2010.
- «Поиски универсального языка в творчестве Тцара и Бретона».Восьмые Андреевские чтения. Литература ХХ века: итоги и перспективы изучения. Москва, 29-30 января 2010.
- « L’imagedeNapoléondanslaculturedel’avant-garderussedesannées 1910-1920 ». Международнаяконференция Attentes et sens autour de la présence du mythe de Napoléon aujourd’hui. Corti (France) , 6-8 septembre 2010.
- « Images des souverains chez les futuristes russes et les dadaïstes français ». France–Russie : Intellectuels, pouvoir et littérature aux XVIIIe, XIXe et XXe siècles. Paris, Sorbonne, 25-27 nov. 2010.
- «La récеption de l’oeuvre de Michel Tournier en Russie». Collоque intenational « La Réception de l’oeuvre de Michel Tournier en France et à l’étranger ». Université d’Anger, 20-21 mai 2011
- « Самоидентификация поэта с Наполеоном: о некоторых аспектах наполеоновского мифа в русском футуризме». Межд. Конференция «Наполеоновские войны на ментальных картах Европы: историческое сознание и литературные мифы» Российский государственный гуманитарный университет, 22-23 сентября 2011
- «Прикладная компаративистика в журнале «Литературный критик»» Российско-французский коллоквиум «Транснациональная история компаративизма: сравнительно о сравнительном литературоведении». ИМЛИ РАН – РГГУ, 3-4 октября 2011
- ««Внутренний опыт» Антуана Рокантена. Прочтение «Тошноты» через призму «Небесной сини» и «Внутреннего опыта» Жоржа Батая» IXе Андреевские чтения, УРАО, Москва, 28-29 января 2011
- « Жанровые особенности поэтического сборника Гюго «Созерцания»»
Конференция памяти А.В. Карельского: «Нечислимый девятнадцатый век: проблемы интерпретации и преподавания». 14-15 февраля 2011
- «Epos et roman : les références européennes dans les théories de la littérature en Russie»
Международная конференция Университет Пикардии-Высшая школа гуманитарных наук Париж, L’Emergeancedel’Europeduroman. 19-21 ноября 2011
- «Современные французские писатели в советской критике и теории литературы 1930-х годов». Х Андреевские чтения. Литература ХХ века: итоги и перспективы изучения.
27 января 2011 года. Международная научная конференция. УРАО Университет Российской Академии Образования
- «Флобер и творчество Достоевского: границы сравнительного анализа». Дни франко-российских исследований. Речь и тексты: тенденции, истоки, перспективы
1-2 МАРТА 2012 г. Международная научная конференция, Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова
- «Стирание границ между диалогом и ремаркой: драматургия РожеВитрака 1920-х годов». Научная конференция «Великие немые: ремарка, сновка, абреже». Общероссийская конференция, 6-7 апреля 2012, РГГУ, Москва
- «Эстетика сюрреализма с точки зрения проблемы культурного пограничья». Цивилизационно-культурное пограничье как генератор становления мировой культуры/литературы. Общероссийская конференция 4 – 6 июня 2012 г., ИМЛИ РАН.
- «Вторая мировая война в литературном творчестве Жоржа Батая». Лики ХХ века. Литература и война. III Всероссийская научная конференция памяти Л.Г.Андреева
21-22 июня 2012, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, филологический факультет.
- «Современная иностранная литература в журнале «Литературный критик» (1932-1939)». Международная конференция «Взаимодействия между культурами стран Запада (Европа, Америка) и Советского Союза в 1920-1930-е годы». ИМЛИРАН, 14 сентября 2012
- « La réception de l’œuvre de Flaubert en URSS dans les années 1920-1930 ». Международнаяконференция Le Rapport à l’étranger dans la littérature et les arts soviétiques. 10 novembre 2012. ARIAS-CNRS, Paris
- « La Résistance dans l’Abbé C. de Georges Bataille ». Международнаяконференция Ecrire la guerre, écrire le conflit. Université deLille 3. 16-17 novembre 2012
- «Образы современной России в прозе ЭмманюэляКаррера». Международная конференции «Русское присутствие в творчестве французских писателей русского происхождения: Россия видимая и невидимая». Москва, 19 ноября 2012. Дом Русского зарубежья им. Солженицына совместно с университетом Страсбурга
- "Analogie et les savoirs surréalistes chez André Breton" Международнаяконференция. Le démon de l’analogie, Université de Picardie, Amiens, France, 10-11 décembre 2012
- «Ф. Достоевский и Г. Флобер». Международная конференция «Россия и франкоязычный мир в диалоге искусств: литература, живопись , театр, кинематограф». Москва, Российский институт культурологии. 17 декабря 2012
Руководство грантовыми проектами РГНФ:
Руководитель издательского гранта РГНФ 05-04-16142 д – «Энциклопедический словарь сюрреализма»
Руководитель исследовательского гранта РГНФ-НЦНИ Франции 11-24-17001 a/Fra – ETRANSOVPICSN 6027 –«Отношение к иностранной культуре в советской литературе, искусстве и теории 1917-1941 гг»
Библиография научных работ и переводов (избранное):
1. Монография:
Сюрреализм и театр. К вопросу о театральной эстетике французского сюрреализма. М., РГГУ (с грифами ИМЛИ и научного совета РАН «История мировой культуры»), 2012, 546 с., 29,3 п.л.
2. Научное со-руководство коллективными публикациями:
- Антология французского сюрреализма. 20-е годы (совм. с С.А. Исаевым). М., ГИТИС, 1994, 391 с. Составление, перевод, примечания.
- Специальный номер французского журнала «Критик», посвященный России.(совм. сВ. Береловичем). Moscou 2001 - Odyssée de la Russie. Critique, P., Janvier-février 2001, N 644-645, 160 p.
- Cпециальный номер французского журнала, посвященный российско-французским культурным связям в сфере театра (совм. с М.-К. Отан-Матье и Э. Анри). Cahiers d’histoire culturelle « Les voyages du théâtre. Russie/France ». Université de Tours, N 10, 2001, 209 p. Переиздание 2009.
- Превратности выбора: Антологии и словари в практике сюрреализма и авангарда. Сюрреализм и авангард в антологиях и словарях. М., РИО МГК, 2004, 236 с. (совм. с Т.В. Балашовой и Ж. Шеньо-Жандрон.)
- От текста – к сцене. Российско-французские театральные взаимодействия XIX-XX веков. М., ОГИ, 2006. 319 с. (Совм. с М.-К. Отан-Матье)
- Энциклопедический словарь сюрреализма. М., ИМЛИ, 2007. 581 с. (60 а.л.). (совм. с Т.В. Балашовой); автор 52 словарных статей.
- Текстология и генетическая критика: общие проблемы и теоретические перспективы. М., ИМЛИ РАН, 2008. 267 с. (ответственный редактор).
- Научное редактирование материалов международной конференции «Антропологический подход в изучении драматургии и зрелищных искусств. Опубликовано в Новые российские гуманитарные исследования, серия Культурология, 2009. http://www.nrgumis.ru, совм. С М.-К. Отан-Матье)
- «Наполеоновские войны на ментальных картах Европы: историческое сознание и литературные мифы). М., РГГУ-Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук-Ключ С, 2011. Составление Н.М. Великая, Е.Д. Гальцова. Редакторы-составители Н.М. Великая, Е.Д. Гальцова, 640 с. 40 усл. п.л.
3. Статьи:
- «Театральные эксперименты Луи Арагона». / Вестник Московского Университета, серия 9, Филология, М., № 1, 1992, с. 41-38.
- «Сюрреалистическая драматургия Ж. Югне и Ж. Неве». / Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения. М., 1994, с. 118-129.
- «Критика и клиника». / Новое литературное обозрение. 1995, № 13, с. 401-403.
- «Проблема мифа у французских сюрреалистов». / Соросовские лауреаты, М., 1996, т. 3, с. 28-36.
- “Calligraphie du corps dans Nadja de Breton” / “Genèse textuelle, Identités sexuelles”, Paris, Du Lérot, 1997, pp. 75-85.
- “Le Desespéranto.Utopie de l’écriture universelle chez Tzara et Breton”/ “Mélusine”, N 17, 1997, Lausanne, l’Age d’Homme, p. 275-292.
- “Semé а tout vent: le surréalisme en dictionnaire” / Critique, Paris, N 608-609, 1998, pp. 1027-1039.
- «Недоразумения (первая канонизация Сартра в СССР)». / Литературный пантеон. М., Наследие, 1999, с. 291-314.
- «На грани сюрреализма. Франко-русские литературные встречи: Жорж Батай, Ирина Одоевцева и Георгий Иванов». / Сюрреализм и авангард. М., ГИТИС, 1999, с. 105-126.
- «Сюрреалистические симуляции. (О некоторых особенностях концептуального творчества французских сюрреалистов, связанных с проблематикой клинического безумия, игры и марксизма». / Вестник филологического факультета Института иностранных языков в Санкт-Петербурге, № 2-3, 1999, СПб., с. 68-83.
- Комментарии и хронологический очерк жизни Ж. Батая. / Жорж Батай. Ненависть к поэзии. Москва, Ладомир, 1999, с. 571-613.
- «Два варианта пьесы Жака Барона «Стойкие путешественники». О некоторых семиотических аспектах рукописи сюрреалистической драмы». / Языки рукописей. СПб, Канун, 2000, с. 213-231.
- «Театр Жана Жене». / Жан Жене. Строгий надзор. М., ГИТИС, 2000, с. 455-472.
- «Символизм в эстетической программе Андре Бретона». / Искусствознание, М., № 1, 2001, с. 418-433.
- « Autour d’un inédit “moscovite” de Tristan Tzara », accompagné de la publication du texte de Tzara “Le surréalisme et la crise littéraire”. / Mélusine, Lausanne, L’Age d’Homme, N XXI, 2001, p. 295-317.
- « Le nouveau roman russe » / Critique, N 644-645, 2001, p. 73-85.
- « Les pièces de Paul Claudel en Russie dans les années 1910 et 1920 » / Cahiers d’histoire culturelle « Les voyages du théâtre. Russie/France ». Tours, N 10, 2001, p. 75-98.
- « Fox-trot avec Jean-Paul Sartre : « La P… respectueuse » et « Nekrassov » en URSS » / RITM - Recherches interdisciplinaires sur les Textes modernes, Numéro spécial: Etudes Sartriennes, 8, 2001, p. 221-252. Отрывки из статьи опубликованы в статье « Nekrassoven U.R.S.S. » dans J.- P. Sartre. Théâtre. Paris, Gallimard, bibl. de la Pléïade, 2005, p. 1481-1482.
- « Le jeu du signifiant, ou le théâtre surréaliste à la lettre dans « L’Ephémère » de Vitrac » / Surréalisme et pratiques textuelles, 2002, p. 31-46.
- « Racine (s) de « L’Impossible ». Sur la phénoménologie du non-dit chez Georges Bataille » / Regards/mises en scène dans le surréalisme et les avant-gardes. Leuven, France, Peeters, 2002, pp. 149-170.
- «Автоматическое письмо». / Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века. М., Наследие, 2002, с. 194-219.
- «Из переписки Жан-Поля Сартра». / Диалог писателей. М., Наследие, 2002, с. 488-521.
- «Французский сюрреализм: проект абсолютной трансгрессии и понятие «черного юмора». / Кануны и рубежи. М., ИМЛИ РАН, 2002, т. 2, с. 338-349.
- « Аспекты освоения живописи символизма в эстетике Андре Бретона: случай Гюстава Моро». / Символизм в авангарде. М., Наука, 2003, с. 380-391.
- «Письмо и жертвоприношение». / Начало, М., № 6, 2003, с. 25-52.
- «В поисках нового языка». / Антуан де Сент-Экзюпери. Южный почтовый … М., АСТ, 2003, с. 5-16. Комментарии к данному изданию – с. 875-894.
- «Философская проза и драматургия Жан-Поля Сартра». / Жан-Поль Сартр. Тошнота... М., АСТ, 2003, с. 5-18. Комментариикданномуизданию – с. 677-716.
- « Les mythes et la pensée mythique dans la dramaturgie surréaliste :discontinuité et continuité des structures de la représentation théâtrale ». / Les Mythes des avant-gardes. Clermont-Ferrand, Presses universitaires Blaise Pascal, 2003, p. 331-346.
- ИроническийклассицизмАльбераКамю./АльберКамю. Посторонний… М., АСТ, 2003, с. 5-16. Комментарии к изданию с. 771-778, 794-795.
- Теория «патологического» творчества в работах П.И. Карпова. / Русская теория 1920-1930-е годы. Материалы 10-х Лотмановских чтений. М., РГГУ, 2004, с. 304-310.
- Лаборатория авангардистской мысли: «Критический словарь» журнала «Документы». / Превратности выбора… М., РИО МГК., 2004, с. 60-87. Повторная публикация в сб. ПредельныйБатай. Спб., издательство Спб университета, 2006. с.63-88.
- 11 статьей для « DictionnaireSartre ». Paris, HonoréChampion, 2004, pp. 68-69, 139, 140-141, 185, 225, 349-350, 372, 383-384, 402-404, 470-471, 501-502, 523.
- Между сюрреализмом и коммунизмом: история «московской» рукописи Тристана Тцара «Сюрреализм и литературный кризис».// Вопросы литературы. М., N 6, 2004, с. 195-209.
- Достоевский в автобиографических произведениях и переписке Поля Клоделя. // Наваждения. К истории «русской идеи» во французской литературе ХХ века. ММ., Наука, 2005, сс. 76-113. .
- Les avant-gardes européennes dans la jeune Russie soviétique. // Russie France Allemagne Italie. Transferts quadrangulaires du néoclassicisme aux avant-gardes. Paris, Du Lérot, 2005, p.. 179-195
- Parallèles dadaïstes dans les avant-gardes russes // Les Dossiers H. Dada circuit total. Lausanne, l’Age d’homme, 2005, p. 363-372 .
- Tranches du réel sur la scène moscovite. // Critique, Paris, Minuit, août-septembre 2005, p. 713-726.
- От Диониса к Дианусу: о некоторых аспектах восприятия эстетики Фридриха Ницше в творчестве Жоржа Батая. // Искусство versus литература. Франция-Россия—Германия на рубеже XIX-XX веков. М., ОГИ, 2006, с. 386-404.
- «Записки из подполья» в парижском театре ужасов Гран-Гиньоль. // От текста – к сцене. Российско-французские театральные взаимодействия XIX-XX веков. М., ОГИ, 2006, с. 29-47.
- «Чайка» МаргеритДюрас. // От текста – к сцене. Российско-французские театральные взаимодействия XIX-XX веков. М., ОГИ, 2006, с.240-253.
- Театр картин РожеВитрака. // Театр художника. Материалы лаборатории режиссеров и художников театров кукол под руководством И.Уваровой. М., 2006, с. 47-53.
- Les Voyageurs debout, une pièce oubliée de Jacques Baron // Les Oubliés des avant-gardes. Chambéry, Université de Savoie, 2006. P. 207-220.
- Du spleen à la danse. Paris dans La Pension Maubert de Valentin Parnak. // RITM – Recherches interdisciplinaires sur les Textes modernes, Numéro spécial « Paris-Berlin-Moscou. Regards croisés (1918-1939). Université Paris-X, n 35, 2006. p. 67-84. Параллельнаяпубликациянанемецкомязыке: Vom Spleen zumTanz. Paris in den unveröffentlichtenErinnerungenvon Valentin Parnak La Pension Maubert. // Die Blicke der Anderen. Paris-Berlin-Moskau. Bielefeld, AesthesisVerlag, 2006. S. 175-194.
- Charisme et déshérence. Du Théâtre d’Art de Moscou à la galaxie Stanislavski. // Critique. Paris, n 713, 2006, p. 815-826.
- Андре Бретон.// Большая Российская энциклопедия. Т. 4. М., Российская энциклопедия. 2006, С. 198.
- Театр, «грезы» и психоанализ в теории Андре Бретона, РожеВитрака и АнтоненаАрто. // Литература ХХ века: итоги и перспективы изучения. Материалы пятых Андреевских чтений. Москва, Экон-Информ, 2007. С. 55-66.
- Юмор и его отношение к театру в эстетике сюрреалистов, Арто и Витрака // Романский коллегиум. Сборник междисциплинарных научных трудов. Вып. 1. Спб, Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. 2007. С. 30-44.
- Книга во французской сюрреалистической драматургии // "Теория и мифология книги. ФранцузскаякнигавоФранциииРоссии". М., РГГУ, 2007. с. 133-151.
- Métamorphoses de Paris chez un émigré russe // Le voyage à Paris. RITM, № 37, 2007. Р. 79-91.
- Le politique et le théâtre surréaliste // Surréalisme et politique – politique du surréalisme. Avant-garde criticalstudies, 22. Amsterdam-New York, 2007. P. 97-106.
- Поэзиявофранцузскойсюрреалистическойдраматургии (малыеформы) // Авангардитеатр 1910-1920-хгодов. М., Наука, (Научный совет РАН «Историко-теоретические проблемы искусствознания».Комиссия по изучению искусства авангарда), 2008. С. 662-682 .
- 4 статьи для Энциклопедического словаря экспрессионизма. М., ИМЛИ, 2008. С. 62-66, 131-133, 494-496, 590-594.
- Жанровое своеобразие французской сюрреалистической драматургии. // Искусствознание, 2008, № 2.С. 254-281.
- К вопросу о теории прекрасного во французском сюрреализме. // Обсерватория культуры, 2008, № 2. С. 118-124.
- Кризис персонажа во французской сюрреалистической драматургии // Литература ХХ века: итоги и перспективы изучения. Материалы шестых Андреевских чтений. М.: Экон-Информ, 2008. - С. 15-24.
- Концепции «реальности» / «сюрреальности» и театральная эстетика Андре Бретона // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. М., 2008, № 9. - С. 207-217.
- “ImAutomobildurch Europa” und GeorgijIvanovProsa der 1930er Jahre: ZurGenese des modernenSchreibens in Prisma der GattungSkizze. // FlüchtigeBlicke. RelectürenrussischerReisetexte.Bielefeld, Aesthesis Verlag, Band 3, 2009. - С. 329-346.
- Квопросуовизуальномивербальномначалахвсюрреализме. // Ликивремени. Москва, МГУ, 2009. P. 298-308.
- Les avatars du pirandellisme dans la dramaturgie surréaliste des années 1920 // Dazwischen. Reisen-Metropolen-Avantgarden. Bielefeld, AesthesisVerlag, Band 8, 2009. - С. 453-464.
- Камю А. // Большая Российская энциклопедия. Т. 12. М. Научное издательство "Большая Российская энциклопедия, 2008. С. 661. – 0,2 п.л.
- К вопросу о генезисе понятия "театральность" во Франции: от Вагнера к театральной семиотике // Литература ХХ века. Итоги и перспективы изучения. Седьмые андреевские чтения. М., Экон-Информ, 2009. С. 25-35. - 0, 75 п.л.
- Транспозиция психоанализа З. Фрейда в театральной эстетике французских сюрреалистов (А. Бретон, Р. Витрак, А.Арто) // Европейский контекст русского формализма (к проблеме эстетических пересечений:Франция, Германия, Италия, Россия). М., ИМЛИ РАН, 2009. С. 235-251. – 1 п.л.
- Le Théâtre de la parole : remarques sur la “poésie” au théâtre chez Novarina à partir d’Artaud et de Vitrac // FrédérikDetue, Olivier Dubouclez (dir.), Valère Novarina : Le langage en scène, Caen, Lettres modernes Minard, coll. « Écritures contemporaines », vol. 11, 2009, p. 47-64.
- Exil et écriture d’avant-garde : « Les Parigots » d’Iliazd //Dans le dehors du monde. Exils d’écrivains et d’artistes au XXe siècle. Paris, Presses Sorbonne Nouvelle, 2010. P. 39-52. – 1 п.л.
- Очерки «По Европе на автомобиле» в генезисе художественной прозы Георгия Иванова 1930-х годов // Беглые взгляды. Новое прочтение русских травелогов первой трети ХХ века. М. НЛО, 2010. С. 271-285 – 1 п.л.
- Сюрреализм: от эстетики разрыва к «суммированию» культуры // Авангард в культуре ХХ века. Теория, история, поэтика. М., ИМЛИ РАН, 2010. Т. 1, С. 471-529. – 4 п.л.
- Французский вектор авангарда // Авангард в культуре ХХ века. Теория, история, поэтика. М., ИМЛИ РАН, 2010. Т. 2, С. 208-272 – 4,3 п.л.
- От нарратива к театральной пьесе ужасов: "Система доктора Смоля и профессора Перро" в переложении для Гран-Гиньоля // Научные доклады фил.фак-та МГУ, вып. 6, М., МГУ, 2010. С. 138-142. - 0,4 п.л.
- Понятие "нового духа" и развитие авангардных движений в литературе предвоенной Франции (1910-годы) //Французский акцент в мировой культуре: к 60-летию А.Н. Таганова: коллективная монография. Иваново: ИвГУ, 2010. С.66-76. – 0,5 п.л.
- Диана Батай и ее "порочный" роман // Диана Батай, Жорж Батай. Ангелысплетками. Спб, KOLONNA Publications, 2010. С. 7-36. - 1 п.л.
- Красное и/или черное? Эстетические аспекты насилия в осмыслении сюрреалистов // Новое литературное обозрение, 2010, № 104. - 1 п.л.
- Жертвоприношение субъекта письма в творчестве Жоржа Батая // Культ как феномен литературного процесса: автор, текст, читатель. Отв. ред. А.П. Уракова, М.Ф. Надъярных. М.: ИМЛИ РАН, 2011. С. 106-120. – 1,5 листа
Достоевский во Франции: "Подпольный дух" // Там же. С. 161-178. - 1,5 листа
- Формирование эстетики французского сюрреализма и проблема культуры // Европейские судьбы концепта культуры. (Россия, Германия, Франция, англоязычный мир). М., ИМЛИ РАН, 2011, С. 167-184. – 1 лист
- Леттризм, Большая Российская энциклопедия, Том 17. М.,2010. с. 352.
- Наполеон от первого лица: футуристические отождествления (Игорь Северянин и Владимир Маяковский) // «Наполеоновские войны на ментальных картах Европы: историческое сознание и литературные мифы). М., РГГУ-Франко-российский центр гуманитарных и общественных наук-Ключ С, 2011. с. 345-361 – 0,75 п.л.
- Книга П.И. Карпова «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники» (1926) в европейском культурном контексте. Материалы к исследованию // Новые российские гуманитарные исследования, 2011. http://www.nrgumis.ru
- Aspirations linguistiques chez André Breton. De l’universalisme et la multiplisité langagières à la création des dictionnaires surréalistes. // Plurilinguisme et Avant-Gardes, Bruxelles, PEI Peter Lang, 2011, p. 459-466 – 1 лист
- Objets non identifiés : la dramaturgie française contemporaine en Russie // Critique, novembre 2011, = 0,3 листа
- Le travail de la sincérité dans les écritures martiales // Luzi Ch. Le mentir-vrai dans la littérature de guerre. Colonna édition, Alata, Corse.2011. P. 3-13.
- Понятие "абстракции" у Тристана Тцара и его воплощение в пьесах
"Первая небесная авантюра Г-на Антипирина", "Вторая небесная аван-
тюра Г-на Антипирина" и "Газодвижимое сердце" // Беспредметность и абстракция. Ред. Г.Ф. Коваленко. М., Наука, 2011
- Elena Galtsova. Images de Napoléon chez les futuristes russes : déformations du mythe et recherches de « l’homme du futur » (Khlebnikov, Severianine, Maïakovski) // Attentes et sens autour de la présence du mythe de Napoléon aujourd’hui. Sous la direction de J.-D. Poli. Editions Alain Piazzola, Ajaccio, 2012. P. 349-366. 1 п.л.
- Мишо Анри // Большая Российская энциклопедия. Москва, Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 2012. Т. 20. С. 518.
- Модиано Патрик // Большая Российская энциклопедия. М., Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 2012. Т. 20. С. 589
- Современные западные писатели-модернисты и проблема разработки нового эпоса в журнале «Литературный критик» в 1933-1935 гг.: Дос Пассос, Джойс, Пруст, Жюль Ромен (к постановке вопроса) // Новые российские гуманитарные исследования – электронный журнал. 2012, №7.http://www.nrgumis.ru
- Georges Bataille en Russie. De la révolution sexuelle à l’invasion sacrificielle // Critique, 2012, N 788-789, janvier-février. P. 138-151.
4. Научный комментарий
- Антология французского сюрреализма. 20-е годы. М., ГИТИС, 1994. (совм.С С.А. Исаевым)
- Батай Ж. Ненависть к поэзии. М., Ладомир, 1999.
- Нанси Ж.-Л. Corpus. М., AdMarginem. 1999.
- Сартр Ж.-П. Тошнота (сборник избранных художественных произведений). М., АСТ, 2003.
- Батай Ж. Проклятая часть. М., Ладомир, 2006.
5. Переводы с французского
- Жермена де Сталь. О литературе (отрывки). / Литература XIX века. Антология. М., Высшая школа, 1990, с. 20-23, 28-33.
- Антология французского сюрреализма. 1920-е годы.Сост. совместно с С.А. Исаевым (переводы Е. Гальцовой - Андре Бретон «Надя», «Однажды там будет», А.Бретон и Филипп Супо «Магнитные поля», Луи Арагон «Тень изобретателя», «Защита бесконечности.Ирен», Рене Кревель «Дух против разума», МишельЛейрис «Авантюрная жизнь Ж.-А. Рембо», «Метафора», а также тексты АнтоненаАрто, Роже Витрака, Бенжамена Пере, Жоржа Рибмон-Дессеня, Поля Элюара, Макса Эрнста, Джоржио де Кирико и др.). М., ГИТИС, 1994.
- Письма и статьи французских сен-симонистов из архивов бывшего Института Маркса-Энгельса-Ленина. / Новое литературное обозрение. № 13, 1995, с. 294-314.
- Жерар Женет. Работы по поэтике (перевод 11 статей). / М., Изд-во им. Сабашниковых. 1998, т. 1, 2.
- Анни Юберсфельд. Поль Клодель. / Поль Клодель. Полуденный раздел. М., ГИТИС, 1998, с 5-24.
- Жорж Батай. Ненависть к поэзии (перевод повестей «Невозможное», «Аббат С.», «Жюли», «Мадам Эдварда», «DivinusDeus»). М., Ладомир, 1999.
- Жан-Люк Нанси. Corpus. (совм. с Е. Петровской). М., AdMarguinem, 1999. (перевод и комментарии).
- Жаклин Шеньо-Жандрон. «Понятие поэтического субъекта в творчестве сюрреалистов и авангардистов. Проблемы методологии». / Сюрреализм и авангард. М., ГИТИС, 1999, с.9-21.
- Мишель Конта. Рукопись, первое издание, «каноническое» издание, осуществленное с согласия автора, - чему же верить? («Тошнота» Сартра). / Генетическая критика во Франции. М., ОГИ, 1999, с. 275-282.
- Мишель Сюрия. Из биографии Ж. Батая. / Иностранная литература. М., 2000, № 4, с. 164-177.
- Анни Юберсфельд. Ариан Мнушкин и Театр Солнца./ Академические тетради, М., № 7, 2001, с. 103-114.
- АнтоненАрто. Три статьи посвященные театру. / Начало. М., № 5, 2002, с. 285-293.
- Альбер Камю. Из записных книжек. Тетради N VII –IX (1951-1959). /А. Камю. Посторонний. М., АСТ, 2003, с. 716-768.
- МаргеритДюрас. Вторая музыка (перевод пьес «Сквер», «Как это будет по-шагийски?», « Yes, может быть». М., ГИТИС, 2004.
- ГейроРежис. Предисловие к кн. Илья Зданевич. Письма к Моргану Филипсу Прайсу. М., Гилея, 2005. с. 5-18.
- Батай Жорж. Эротика. // Батай Ж. Проклятая часть. М., Ладомир, 2006. С. 491-705.
-Тесты из TelQuel: Революция здесь и сейчас (с. 124-125), Филипп Соллерс «Программа» (с. 84-89), «Великий метод» (с.126-133), «Р.Б.» (с. 218-228) // База. Передовое искусство нашего времени, 2011, № 2.
- А. Бретон, Ф. Супо. Магнитные поля (новая версия перевода). М., Опустошитель, 2012. (опубл. вместе с романом В. Климова «Бесплатное питание на вокзалах»)
Служебный адрес: ИМЛИ РАН, Москва, 121069, ул. Поварская 25-а.