|
|
Об ИМЛИ
| Структура Института
| Отдел литератур Европы и Америки Новейшего времени
| Публикации отдела
| Французская литература. 1945-1990.
Российская Академия наук. Институт мировой литературы
Им. А.М.Горького
Французская литература. 1945-1990. Редакционная коллегия:
Н.И.Балашов (отв. редактор), Т.В.Балашова (зам. отв. редактора), С.Н.Зенкин
Ученый секретарь – Е.Д.Гальцова
Москва, Издательство «Наследие»,1995. 926 с.
Со времени выхода этого коллективного труда, подготовленного ведущими литературоведами Москвы, прошло более 10 лет, но он по сей день остается фундаментальной основой для изучения французской литературы второй половины ХХ века. Авторский коллектив поставил своей целью (и постарался осуществить ее) - рассмотрение специфики перехода от художественных систем, родившихся до Второй мировой войны (монографические главы о Луи Селине, Андре Мальро, Анри де Монтерлане, Андре Бретоне и др), к феноменам конца ХХ века, тесно связанным уже с концепциями пост-модернизма. Основное внимание уделяется самым последним литературным явлениям ХХ века, многие из которых ( например, творчество Пьера Эмманюэля, Патрика Модиано, Жака Рубо, Бернара Ноэля, Армана Гатти ) и до наших дней не получили еще развернутой научной характеристики. Теоретические узлы проблем скрещиваются в разделе, посвященном движению «нового романа» (автор - А.Ф.Строев), что дает возможность проследить противоборство различных вариантов движения от так называемой «традиционной» манеры к манере экспериментальной. Хронологически эти линии противоборства были прочерчены раньше – в сфере поэзии ( авторы глав – С.И.Великовский, Т.В.Балашова, С.Г.Ломидзе, С.А.Макуренкова), а параллельно , в «другом формате» пересекали театральную сцену ( главы Т.Б.Проскурниковой , М.М.Кореневой). Существенный для середины прошлого века выход на первый план деятельности литературных критиков и культурологов ( Р.Барта, Ж.Батая, Мориса Бланшо) основательно проанализирован в завершающей коллективный труд главе («Жанр эссе») С.Н.Зенкина. Многоаспектный подход к материалу ( рассмотрение специфики отдельных жанров; детальные монографические портреты; обобщающие обзорные главы по каждому из выделенных периодов) предоставил возможность дать панорамную картину литературы в ее напряженной динамике, возвестившей ряд новых художественных решений, характерных уже для ХХ1 века.
|
|
|
|