|
|
Научная жизнь
| Конференции
| 2008
| Новый взгляд на немецкую литературу ХХ века
| Проект концепции
К проекту концепции коллективного труда «История литературы Германии: ХХ век» в двух томах. Том первый. «История литературы Германии от рубежа XIX-XX веков до 1945 года (1880-1945)». Том второй. «История литературы Германии после второй мировой войны (1945-2000)».
Характер исследования определяет стратегию его разработки как фундаментального академического коллективного труда, в котором впервые в отечественной и зарубежной германистике будет дана всеобъемлющая картина литературного процесса в Германии ХХ века, в совокупности всех его составляющих, в динамике их генезиса и с учетом типологических параллелей и пересечений, в том числе с литературами других стран. На основе совокупного анализа литературно-художественных и эстетико-культурных явлений можно будет выявить как общие вневременные тенденции функционирования литературы в исследуемом культурном пространстве, так и особенности, присущие именно этому периоду в его диахронической перспективе. В соотношении с иными национальными вариантами (прежде всего немецкоязычных и других европейских стран) будут выделены ключевые звенья литературного процесса в Германии ХХ века. Системно-комплексный подход к материалу исследования, с одной стороны, и его историко-теоретическая основа, с другой, позволят избежать тенденциозности в отборе и подаче информации.
В концепции планируемого труда будет учтен и переосмыслен предшествующий опыт отечественной и зарубежной германистики в этой области. В первую очередь, речь идет о коллективных трудах по истории немецкой литературы, созданных в ИМЛИ РАН, главным достоинством которых было рассмотрение литературно-исторического процесса в широком культурном контексте, включающем философию, идеологию, политику и социальную составляющую.
Следует, однако, сразу отметить, что в планируемом труде предстоит преодолеть неоправданный крен в сторону преувеличения зависимости литературы от общественно-политических и социально-экономических явлений.
Реализация проекта продиктована новым временем, возможностью обозреть весь литературный процесс ХХ века и дать как можно более объективную и полную картину его развертывания.
В 2000-е годы появились монографии и диссертации, по-новому освещающие как отдельные феномены, так и целые периоды в истории немецкой (шире – немецкоязычной) литературы. Это — монография В.В. Седельника «Дадаизм и дадаисты», Т.В. Кудрявцевой «Арно Хольц: революция в лирике», «Новейшая немецкая поэзия (1990-2000-е гг.): основные тенденции и художественные ориентиры», Н.В. Пестовой «Немецкий литературный экспрессионизм, Е.А. Зачевского «Группа 47»: Страницы истории литературы ФРГ 1947 – 1949 гг.», «Группа 47»: Страницы истории литературы ФРГ 1950 – 1953 гг. Том 2, «"Группа 47". Страницы истории литературы ФРГ. 1954-1957 гг.», «Зеркала времени: Очерки немецкоязычной литературы второй половины ХХ века», Т.Н. Андреюшкиной «Этапы развития немецкого сонета», И.В. Гладкова «Проза Кристофа Хайна в контексте немецкой литературы последней четверти ХХ века», Н.Н. Чугунова «Немецкая литература рубежа XX-XXI веков», «Немецкая литература 1990-х годов: Ситуация «поворота», И.С. Рогановой «Немецкая литература конца ХХ века и актуализация постмодернистской парадигмы», Т.Н. Васильчиковой «Драматургия Ханса Хенни Янна», А.Э. Воротниковой «Гиноцентрические романы Германии и Австрии 70-80-х годов ХХ века», И.В.Третьяковой «Современная литература Германии», В.А. Пронина «Генрих Белль» и др.).
Немецкая литература ХХ в. всеобъемлюще (за исключением последнего периода после воссоединения Германии) исследована немецкими учеными. Все это может и должно быть использовано в новом труде российских германистов, создание которого планируется под эгидой ИМЛИ РАН. Нельзя не отметить, однако, что в Германии отсутствует методология и практика создания фундаментальных историко-литературных исследований, подобных отечественным академическим изданиям. Кроме того, вклад российской германистики будет определяться большей степенью объективности и отстраненности от предмета исследования в силу естественного взгляда извне.
Принципиальным отличием как от предыдущих отечественных, так и от зарубежных историй немецкой литературы будет разграничение литератур Германии, Австрии и Швейцарии. Тем самым будет продолжена традиция, сложившаяся в отечественной германистике в последние десятилетия. Вычленение из совокупности немецкоязычного историко-литературного контекста сугубо германского общественно-культурного и художественно-эстетического ареалов позволит создать более четкую научно-информационную картину отдельно взятой национальной литературы. В то же время, несмотря на отказ от лингвоцентрического принципа освещения материала, в труде в полной мере найдет отражение неразрывная генетическая связь трех немецкоязычных литератур, включенных в широкий общеевропейский контекст.
Главным отличием предлагаемого труда от уже существующих историй немецкой литературы явится то, что в нем впервые будет в полной мере представлена объективная картина развертывания модернизма и авангардизма ХХ века вплоть до их истечения в постмодернизм, а также предпринята попытка наметить контуры вхождения немецкой литературы в новую фазу. Ее полное осмысление — задача будущего поколения исследователей.
Обоснование предлагаемого решения задачи.
Исторические рамки XIX в. определяет в качестве нижней границы Французская революция, верхней границей служит Первая мировая война. Собственно история современности «Zeitgeschichte» (ср. фр.: histoire contemporaine, англ.: contemporary history) связывается немецкими историками с 1917 г., т.е. с русской революцией. В таком случае можно исторически рассматривать рубеж XIX-XX веков как преддверие века XX.
Однако разработчики проекта исходят из того, что границы исторической и хронологической периодизации не всегда совпадают с границами периодизации литературной. Именно поэтому предполагается начать освещение литературного процесса ХХ века в Германии с рубежа веков («Jahrhundertwende»), исторически совпадающего с эпохой грюндерства (1870-1914), ключевым событием которой стало объединение северных и южных германских земель под эгидой Пруссии (т.н. Второй германский рейх), которое увенчалось победой над Францией в войне 1870-1871 гг. и сопровождалось процессом бурного развития капиталистических отношений. В художественно-эстетическом плане этот период совпадает со становлением классического модерна в Германии. Как известно, эту эпоху в немецкой литературе открывает натурализм, получивший название первой литературной революции новейшего времени. Именно на рубеже XIX-ХХ вв. зарождаются все главные тенденции, определившие специфику литературного развития в последующие десятилетия. Одним из определяющих факторов, обусловивших его историческую конфигурацию, стали дихотомические отношения литературы конвенционального, традиционного типа и литературы модернизма. С последним главным образом и связан вектор литературного развития в ХХ веке. Исходя из этой особенности, предполагается структурировать картину литературного процесса во всей ее сложности, взаимосвязях и перетеканиях, которые нашли выражение в многочисленных литературных течениях, направлениях и школах ХХ века.
Прослеживая историю модерна с его радикализацией в авангардных проявлениях и с более сдержанной фиксацией в стилистике традиционного, в том числе реалистического искусства ХХ века, как нам представляется, возможно достичь оптимально объективного соотношения между элементами складывавшейся в Германии литературно-художественной системы. Она будет исследована в совокупности присущих ее составляющим признаков (философско-мировоззренческая основа, эстетические принципы, идеологическая подоплека) и с учетом усвоения и развития традиции. Именно это призвано определить особенность данного проекта в отличие от прежних исследований, которые отталкивались или ставили во главу угла одну тенденцию как ведущую, единственно имевшую право на существование и освещение (реализм, социалистический реализм). В связи с этим оказались проигнорированными, или искаженными, в лучшем случае упомянутыми как не заслуживающие внимания многие существенные литературные явления. Новый подход к отбору и освещению материала будет заключаться поэтому по мере возможности как в стремлении исключить негативные аксиологические вкрапления, так и в том, чтобы избежать сознательного либо случайного завышения оценки тех или иных явлений, будь-то по идеологическим или иным побуждениям.
Значительная часть литературного материала, освещенная в советском литературоведении, нуждается в коренном пересмотре. Прежде всего, речь идет о необходимости деидеологизации и объективизации, а в связи с этим и о смещении акцентов, как при анализе творчества отдельных авторов, так и при исследовании целых литературных направлений. Это относится к феномену «модернизм» в целом и к отдельным его проявлениям, в первую очередь, к таким авангардистским течениям, как дадаизм и экспрессионизм, а также к недооцененному прежним литературоведением направлению «натурализм». В это поле негативной рецепции со стороны советских литературоведов так или иначе попали все явления, связанные с эпохой fin de siecle (символизм, неоромантизм, югендстиль), не получившие освещения в специальных главах. Неполным и не совсем точным представляется список авторов, которым посвящены отдельные главы. Нуждается в переосмыслении и такой важный сегмент литературного поля первой трети ХХ века как почвенническая литература.
Исторический принцип хронологии, положенный в основу прежних историй немецкой литературы, не совпадает с границами реальных культурных сдвигов, повлекших за собой смену художественных парадигм (прежде всего, от литературы традиционной к литературе модернистского типа).
Совершенно неудовлетворительной с точки зрения развертывания литературного процесса представляется периодизация литературы, когда все художественно-эстетические явления теряются в общественно-политических реалиях времени. В результате оказываются проигнорированы специфика существовавших в то время литературных течений и творческих групп, прежде всего модернистского и авангардистского типа.
Второй важной задачей разработчикам проекта представляется освещение литературного процесса в 1970-1980-е гг., лакуны, образовавшейся после окончания работы над завершающими пятитомное издание «Истории немецкой литературы» томами по истории литератур ГДР и ФРГ. Их анализ хотя и был доведен до середины 1970-х гг., но практически не затронул нового, и тогда еще не осмысленного феномена «постмодернизм».
Наконец, необходимо осмыслить и зафиксировать в соответствующей форме процессы, наметившиеся в литературе Германии после ее воссоединения в 1989 г.
Структура первого тома коллективного труда
1. Предисловие, в котором будет раскрыта концепция труда, обоснованы его цели и задачи, а также методы и теоретические подходы к освоению материала.
2. Введение функционального характера, показывающее принципы отбора и структурирования материала.
3. Вводная глава, в которой будет представлена картина развертывания литературного процесса в первой половине ХХ века в виде его концептуально-структурированной хронологической периодизации.
3. Три раздела по хронологическому принципу: а) «От эпохи грюндерства к Веймарской республике» (1880-1918), б) «От Веймарской республики до победы национал-социализма» (1919-1933), в) «Годы коричневой чумы и крушение Третьего рейха» (1933-1945). Хронологические границы при этом в основном совпадают с границами культурно-историческими и художественно-стилистическими. Первый период знаменует собой становление классического модернизма. Второй – его закрепление и реализацию в художественных авангардистских течениях 1920-х годов (дадаизм, новая деловитость) и в творчестве таких крупных писателей, как Деблин, Бенн, Брехт. Третий этап — время гонений на свободное искусство, сопровождавшееся попыткой реставрации традиционных течений, порой в наиболее реакционной и закостенелой форме. С другой стороны – это время создания лучших образцов гуманистического искусства, которое не укладывается в границы того или иного направления (Фаллада, братья Манны, Гессе, Зегерс и др.), и обретения литературой Германии широкого международного звучания.
4. Внутри каждого из разделов планируются главы, освещающие основные литературные направления каждого периода, главы, посвященные наиболее значимым литературным явлениям, проблемам, темам и поэтическим техникам.
5. Главы, посвященные наиболее репрезентативным писателям, творчество которых определяет особенности литературного процесса первой половины ХХ века, будут расположены в конце тома в хронологическом порядке (Г. Зудерман, П. Гейзе, Г. Гауптман, Д.Лилиенкрон, П. Шеербарт, Э. Ласкер-Шюлер, Р. Хух, Э. Барлах, К. Штернгейм, К. Моргенштерн, Т. Манн, Г. Манн, Ф. Ведекинд, С. Георге, А. Деблин, Б. Брехт, А. Зегерс, Г. Гессе, Л. Ренн, Э. Киш, Э. Вайнерт, В. Беньямин, Й Рингельнац, Э. Мюзам, А. Цвейг, Ф. Вольф, Г.Г. Янн, К. Тухольский, Э.М. Ремарк, Л. Франк, Б. Келлерман, Э. Кестнер, Х. Фаллада, Й.Р. Бехер, Г. Бенн, Л. Фейхтвангер и др.
6. В конце тома предполагается поместить именной и тематический указатели и избранную библиографию.
Планируемые результаты
В ходе работы над первым томом планируется создание подчиненного единой концепции академического труда, в котором будет дана целостная картина сложного и многопланового развития литературного процесса в Германии в период от ее объединения в единое государство в конце XIX века до полного краха имперских амбиций в процессе реализации идей третьего рейха. Предполагаемый объем планируемого тома – 65 – 70 а.л.
|
|
|
|