|
|
Научная жизнь | Конференции и семинары | 2005 | Современные информационные технологии и филология | С.Н. Серов
С.Н. Серов (Москва)
Опыт описания фольклорных и хозяйственно-бытовых традиций одного села с применением мультимедийных технологий (на примере татарского села Кестым Балезинского р-на Удмуртии)
Мультимедийное издание «Культура чепецких татар» основано на материалах этнологической экспедиции Учебно-научного центра социальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), состоявшуюся в 2004 г. (руководитель – В.Л. Кляус) Основной целью экспедиции было изучение культуры народов полиэтнического региона, а именно Балезинского р-на, расположенного на севере Республики Удмуртия. Работа проходила в селах Кестым, Гордино, Сергино, Афонино, Юнда, Пыбья (Балезинский район), Багыр (Красногорский район), где удалось собрать уникальный этнографический материал по чепецким татарам, бессермянам и русским старообрядцам. Наиболее существенный материал был собран в с. Кестым, духовном и культурном центре чепецких татар. Успех работы во многом оказался обусловлен гостеприимством жителей Кестыма. Чепецкие татары — этнографическая группа казанских татар, проживающая в бассейне реки Чепцы. Заселение татарами этого региона (территории среднего и верхнего течение р. Чепцы) началось с середины 17 века. Миграция происходила из районов низовья реки, патронимического поселения Карино или Нукрат Ярославской волости Слободского уезда Вятской губернии (сейчас — Слободской район Кировской области). Основным методом исследования во время экспедиции было интервьюирование. Способы фиксации материала: запись на диктофон, фотографирование, видеосъемка. В результате было записано около 100 часов аудио материала (среди них фольклор чепецких татар, бесермянские песни села Юнда), сделано несколько тысяч цифровых фотографий с высоким качеством (в среднем 300 dpi, 1600х1200 px), и отснято более 20 часов видео. При исследовании семейной обрядности в основном использовались визуальные способы фиксации — фотографирование и видеосъемка. На видеопленку запечатлены свадьба, никах уку (религиозное оформление брака), похороны, поминки, намаз (религиозный обряд). Помимо свадебной обрядности проведены видеофикскации исполнения татарских народных песен. В ходе экспедиции удалось также сделать интересные записи баитов – лиро-эпических произведений с глубоким религиозным смыслом, которые исполняются в первую очередь на поминках и в ситуациях социальной и психологической неопределенности («пограничных ситуациях») религиозно образованными женщинами. Нам удалось сделать две записи исполнения баитов: на поминках, и в доме абыстай (так называют женщину, разбирающаюся в исламе, справляющая религиозные обряды и пользующаяся всеобщим уважением). Видеосъемка использовалась также при фиксации приготовления традиционной пищи: к примеру, изготовления колбасы из конины. Фотографирование происходило на всех этапах экспедиции. В центр внимания в первую очередь оказались: семейная обрядность чепецких татар, коллекция кестымского, дома Кестыма, старые фотографии жителей Кестыма. Аудиозапись использовалась при каждом интервьюировании. Кроме того, при фиксации песенного фольклора запись осуществлялась с помощью профессиональной аппаратуры. Концепция мультимедийного издания — демонстрация посредством текста, аудио- и видео ряда современной культуры и фольклора чепецких татар, проживающих в селе Кестым Реализация проекта осуществлена с помощью средств языка гипертекстовой разметки документов Hypertext Markup Language (HTML), позволяющего гипертекстовую организацию информации и Cascading Style Sheets (CSS), языка каскадных таблиц стилей для форматной разметки XML и HTML-документов, определяющей их визуальное отображение. Выбор этих средств обусловлен в первую очередь относительной простотой создания проекта и возможностью последующей организации доступа к нему через сеть Интернет. В качестве носителя для виртуального музейного проекта выбран CD, обеспечивающий хранение информации в объеме до 700 мегабайт. Безусловно, созданный мультимедийный проект не претендует на исчерпывающий научный источник по фольклору и культуре чепецких татар. Однако он представляет собой стремление завершения полного цикла фольклорно-этнографического описания культуры народа — от сбора материала, обработки и интерпретации, работы с уже написанными научными трудами, к демонстрации, посредством современных информационных технологий. Недоработками этого мультимедийного издания можно считать отсутствие интерпретации видеоматериалов, расшифровок аудиозаписей, аудиозаписей интервью.
|
|
|
|