|
|
Научная жизнь | Конференции и семинары | 2005 | Современные информационные технологии и филология | Е.В. Миненок
Е.В. Миненок (Москва)
Значение компьютерного анализа для исследования традиционного многоголосного пения
1. Русское народное пение в своей норме многоголосно. Сольное пение осознается исполнителями как ущербное и не репрезентативное для традиции в целом. Как следствие, записи сольного исполнения могут использоваться в качестве уточняющего или дополнительного материала, но никак не для основополагающего анализа русской песенной культуры. 2. Соответственно, профессиональный подход к фиксации, исследованию и публикации музыкального фольклора заключается в использовании аппаратуры, позволяющей делать многоканальную запись. Современная технология предлагает эффективную компактную систему оборудования для записи многоголосного пения. Цепочка устройств может выглядеть следующим образом: набор микрофонов (по числу записываемых голосов), звукозаписывающая станция (MOTU), переносной портативный компьютер (ноутбук). Подобная комплектация мобильна и транспортабельна, и не оказывает негативного воздействия на народных исполнителей, что является не мало важным фактором в процессе полевого исследования. 3. Файлы, содержащие объем акустических данных относительно каждого голоса, легко загружаются в профессиональную программу анализа звука – SoundForge. Данная программа открывает поистине безграничные возможности в анализе записанного фольклорного материала. 4. Программа SoundForge исключает субъективный фактор в оценке звучания текста и позволяет детально описывать фонетический уровень распетого песенного текста. При традиционной расшифровке с аудио пленки (аналоговой или цифровой) исследователь вынужден многократно прослушивать проблемный кусок текста и доверять своим слуховым ощущениям. Программа SoundForge позволяет вычленить из общего потока звучания любой временной отрезок песни (вплоть до долей секунды). 5. Для современной песенной традиции характерен неоднородный состав песенных ансамблей. В них собираются певцы, усвоившие традицию в разных географических точках. При анализе звучания в «слитном» виде эти нюансы оказываются недоступны для исследователя. Поголосный компьютерный анализ позволяет качественного переосмыслить процесс локального варьирования песенных текстов. 6. Компьютерный анализ файлов с записями данных об отдельных голосовых партиях дает возможность анализировать разную степень освоения песенной традиции ее разновозрастными носителями. Эта проблема особенно актуальна в ситуации записи песенного материала от семейных групп, так как позволяет выявить «слои восприятия» музыкального знания и вывести соотношение между возрастом певца и его уровнем владения песенной культурой. 7. На современном этапе изучения традиции оказывается крайне важным научное объяснение процесса трансмиссии песенных навыков от одного поколения певцов к другому (или же представителям инолокальной песенной традиции). Исполнители объясняют, что учились пению от представителей старшего поколения, исполняя песню «за следом», то есть повторяя ее мелодию и текст с частичной задержкой. С помощью компьютерного анализа метод обучения «за следом» наполняется фактическим содержанием. 8. Русская народная музыкальная традиция представлена большим числом музыкальных стилей. Локальные традиции отличаются степенью разработанности музыкального и вербального уровней песни. Наиболее сложной, с точки зрения музыкального анализа, являются традиции казачьего пения. Функциональное наполнение басовых партий и дисканта до сих пор создает поле для научных дискуссий. Компьютерный анализ, безусловно, внесет прогресс в понимание «архитектуры» казачьего многоголосия.
|
|
|
|