|
|
Научная жизнь | Конференции и семинары | 2005 | Современные информационные технологии и филология | С.М. Демкина
С.М.Демкина (Москва)
Виртуальный музей «Особняк на М. Никитской (Шехтель. Рябушинский. Горький)»
28 мая 2005 года музею-квартире А.М.Горького на Малой Никитской, 6 исполнилось сорок лет. За эти десятилетия музей выработал особый художественный стиль существования. Опираясь в своей работе на неоспоримое преимущество музея-квартиры – подлинность, мы расширили основную - литературно-мемориальную тему, связанную с именем М.Горького, добавлением важных общественно-исторических и архитектурно-художественных составляющих. Для полноценной реконструкции ушедшей эпохи, ее художественной атмосферы и исторической специфики в музее проводятся тематические экскурсии, отвечающие запросам времени; читаются лекции, рассчитанные на самый разный уровень слушателей; в гостиной Горького проходят музыкальные и поэтические вечера. Серия научных изданий, предпринятых научным коллективом музея за последние десятилетия, отражала широкий спектр тем и проблем, связанных с литературоведением, архитектурой, живописью и историей. Таковы этапы традиционной просветительской деятельности музея, за десятилетия существования заслужившей благодарную оценку тысячи посетителей нашего дома. В наши дни музей А.М.Горького ищет новые формы работы, постепенно осваивая непривычный пока язык общения. Стремление расширить свою аудиторию делает Музей открытым для свежих идей и начинаний. Оставляя в своем арсенале проверенные временем атрибуты музейной классики: живое экскурсионное и лекционное общение, иллюстрированные монографии и коллективные научные труды описания фондов, литературно-мемориальную экспозицию и уникальные интерьеры, мы обратились к формированию принципиально нового диалога с посетителями. Такой поворот обусловлен временем, его необходимость очевидна. По нашему убеждению, Музей может и должен занять достойное место в насыщенном потоке единого информационного пространства. Путешествие по Интернету в поисках нужной информации в наши дни – обычное явление. Подчинение времени и пространства – одно из важнейших преимуществ Интернета. Получив с доступом в Интернет возможность управлять этими категориями, человек может сокращать или расширять их по своему усмотрению. При этом меняются, почти утрачиваются традиционные признаки общения с явлениями культуры. На смену особому настрою, атмосфере неспешности и основательности, даже торжественности, приходят деловитость, предельная точность и тематическая заданность. Процесс слияния нового и старого нуждается в корректировке и редактировании. Поэтому Музей А.М.Горького серьезно отнесся к идее своего виртуального аналога. При выработке концепции "Виртуального Музея" учитывались преимущества традиционных форм работы и лучшие достижения высоких технологий. Основной задачей в этой связи мы полагали создание жизнеспособного современного культурного проекта. Музей в Интернете – не просто сайт, содержащий точные сведения об истории и общей тематике музея, часах его работы и адресе. В предлагаемых новых условиях мы мыслили воссоздать атмосферу и дух Музея А.М.Горького. В своем видении концепции "Виртуального Музея-квартиры А.М.Горького" мы отталкивалсиь от дома - особняка С.П.Рябушинского – так как в нашем случае архитектурная значимость творения Ф.О.Шехтеля очевидна. В первичном зрительном ряду, решили мы, за основу лучше всего взять изображение дома, придерживаясь при этом хронологического принципа. Фотографии и открытки, начиная с 1902 года, запечатлевшие облик образца московского модерна – особняка на Малой Никитской – заинтересуют зрителя необычностью линий фасада и изысканностью интерьеров. В проекте отразились те изменения во внутреннем убранстве и элементах декора, которые претерпел особняк за годы существования. Виртуальные посетители увидят цветные изображения дома, картины и рисунки разных авторов (разнообразие новых ракурсов и живописных стилей расширят привычные рамки восприятия особняка). Созданное настроение подводит зрителя к исторической справке: точным данным об истории дома, его архитекторе и первом владельце. Люди, интересующиеся в первую очередь архитектурой, смогут сделать своего рода остановку, ознакомившись с представленными чертежами, строительными планами и т.д. Здесь можно будет найти сведения о судьбе Ф.О.Шехтеля, его вкладе в русскую архитектуру, особенностях философской концепции восприятия мира и других творениях зодчего. Посетителям "Виртуального Музея", желающим узнать о С.П.Рябушинском и его деятельности, об истории старообрядчества в России, будут представлены интересные фотодокументы с кратким историческим комментарием. Для тех, кто еще не имеет личных и профессиональных предпочтений, виртуальная экскурсия может продолжаться без этих отступлений. Следующий видеоряд логически подводит посетителя к моменту, когда в доме поселяется А.М.Горький. Этому будет предшествовать точный перечень учреждений, сменявших друг друга на правах хозяев дома в период с 1917 по 1931 гг. Оставленные ими следы пребывания в стенах особняка могут быть засвидетельствованы соответствующими фотографиями. На некоторых снимках зафиксированы детали, позднее утраченные. Интернет-гости увидят, как постепенно дом наполняется Горьким: его вещи, огромная библиотека, коллекции, мебель и т.д. Привычки и стиль жизни писателя постепенно формируют особую атмосферу особняка. Все это подтверждается большим количеством фотографий дома и его гостей. Те, кому интересна эта часть истории дома на М.Никитской, имеют возможность углубиться в тематическую подборку фотоматериалов, документов и воспоминаний. Неспециалисты и негорьковеды могут пройти мимо излишних, на первый взгляд, сведений. Для начала вполне достаточно знать, что последние сорок лет в доме на М.Никитской – музей-квартира А.М.Горького. Облик мемориальной экспозиции, архитектурных интерьеров и залов представлены рядом современных фотографий. Сведения о всех видах деятельности музея: экскурсиях и лекциях, музыкально-поэтических вечерах, книгах, выпущенных коллективом научных сотрудников, так же будут доступны для желающих в полном объеме. На сегодняшний день работа над созданием целостной программы "Виртуального Музея А.М.Горького" в разгаре. Не видя зрителя, не имея данных о его предпочтениях, мы предлагаем, своего рода, общеобразовательную экскурсию, включающую в себя историю и архитектурные особенности дома, в котором находится музей, и мемориальную составляющую, связанную с А.М.Горьким. В тексте, сопровождающем зрительный ряд - необходимые сведения о музее А.М.Горького, его прошлом и настоящем, в оптимальном объеме. На следующих этапах работы над проектом "Виртуального Музея" планируется всячески расширять его содержание. Придерживаясь заявленных приоритетов, мы будем добавлять к обязательной информации разнообразные тематические подробности. Продолжением сведений основного, первого, круга значимости станут факты и детали, их иллюстрирующие и дополняющие. Так, предметом особого внимания могут стать, например, архитектурные детали с их подробной характеристикой (витражи, мозаика, инкрустация паркета, роспись моленной, лестница с плафоном и т.д.). Отдельная страница будет посвящена замечательному архитектору Ф.О.Шехтелю (подробная биография, определение значимости его творчества для русской и западной архитектуры, библиография, связанная с его именем, и литература по модерну). Не менее интересным может получиться специальный блок, рассказывающий о судьбе династии Рябушинских, деятельности Степана Павловича как ученого и мецената, его отношение к старообрядческой церкви. Ценителям искусства будет адресован подробный иллюстрированный рассказ о художественных полотнах, скульптуре и коллекциях музея. Что касается литературоведов, то их внимание привлечет огромный массив сведений не только о судьбе и творчестве А.М.Горького, но и особенностях художественного процесса прошлого столетия. В будущем сюда может быть помещен богатейший музейный фотоархив знаменитых личностей двадцатого века – представителей литературы, живописи, театра и кино – в сопровождении справочных текстов, ссылок на источники и тематическая библиография. Кроме того, в дальнейшем возможно создание специальных страниц, посвященных крупнейшим произведениям М.Горького (прижизненные и посмертные издания с редкими иллюстрациями), вырезки из газет, воспоминания и переписка, неопубликованные материалы. Особое место на следующих этапах работы уместно будет уделить музееведческому аспекту: истории создания данного музея, особенности его мемориальной экспозиции и коллекций, просветительской и издательской деятельности. Интересно определить место нашего музея в сравнительном ряду родственных учреждений, причем как других мемориальных музеев-квартир, так и музеев, связанных с именем А.М.Горького (например, в Нижнем Новгороде, Казани и Арзамасе). Для улучшения проекта "Виртуальный Музей" большое значение будет иметь звуковое оформление. Живой голос экскурсовода придаст виртуальному путешествию по залам музея эмоциональную наполненность. Использование музыкальных фрагментов усилит эстетическое воздействие на посетителя, а редкая возможность услышать звуки старого "Бехштейна" из гостиной М.Горького, а, может, и голос самого хозяина, даст некую иллюзию путешествия во времени. Наш адресат – посетитель "Виртуального Музея" – при обращении к нашему проекту будет абсолютно свободен. Оказавшись один на один с Музеем А.М.Горького, он вправе выбирать свой маршрут путешествия, минуя одни залы и подолгу задерживаясь в других. Слушатель, зритель и читатель одновременно, наш гость сможет найти для себя интересное и важное, самостоятельно распоряжаясь своим вниманием и своим временем. Если после первого визита ему захочется вернуться, мы будем очень рады.
|
|
|
|