Новости дня
20.11.2006: Круглый стол
Россия и русские
в художественном творчестве
зарубежных писателей
XVIII– начала XX вв.
Круглый стол 5 декабря (вторник) 2006 г.
начало в 12:00 в каминном зале ИМЛИ
По организационным вопросам просьба обращаться в Отдел классических литератур Запада и сравнительного литературоведения.
Со второй половины XVIII века русская культура стала вызывать растущий интерес в разных Европейских странах. Русской культуре посвящались статьи, иногда целые книги (например, М. Вогюэ «Русский роман»). Известен пристальный интерес к русской литературе и истории, который проявлял П. Мериме, посвятивший им целый ряд своих статей и книг. Этот феномен давно и внимательно изучался в нашем литературоведении. В меньшей мере изучались описания России, которые давали приезжавшие в Москву и Петербург путешественники (Кюстин, Т. Готье и др.). Но совершенно осталось в стороне изображение России и россиян в зарубежной художественной литературе.
Между тем, начиная со второй половины XVIII века, с русскими как с персонажами художественных произведений мы сталкиваемся постоянно. Их трактовка бывает очень разной: от несколько сатиричного изображения русских нигилистов в «Тартарене из Тараскона» А. Доде до попыток проникнуть в «русскую душу» и выявить черты характера русского человека («Пленники Кавказа» и «Молодая сибирячка» Ксавье де Местра, цикл рассказов «Русские сердца» М. де Вогюэ, «Локис» П. Мериме, второстепенные персонажи Пруста, персонажи «Волшебной горы» Т. Манна и др.).
Приглашаем Вас принять участие в выявлении произведений, посвященных России и рисующих в художественной форме быт, нравы и образ жизни россиян. В научной творческой беседе мы сопоставим посвященные России художественные произведения из разных Европейских литератур.
Для обсуждения предлагаются следующие темы:
· Образ России смутного времени в романе М. Бизаччоли «Димитрий Московит»
· Образ России в романе Клингера «Фауст»
· Россия Николая I у Жакоба-библиофила
· Понятие «ссылки» и «Родины» в автобиографических текстах французских эмигрантов конца XVIII – начала XIX веков
· Портреты россиян в поэме «Русская беженка» У. Вордсворта
· Образы возлюбленных россиян в «Дон Жуане» Байрона и «Орландо» В. Вулф
· Образ России в сатирической поэзии Италии и Франции
· Россия и русские в Книге М. Пруста
· Образ России в «Фантомасе» П. Сувестра и М. Аллена
Дополнительные вопросы и темы к размышлению:
· Какие образы и мотивы доминировали в художественных описаниях России и русских в Западной Европе XVIII– начала XX вв.?
· Что понимали под словом “русские” обсуждаемые западные авторы? Велико ли разнообразие имеющихся трактовок?
· Наблюдается ли стратегия “умалчивания” при описании российских реалий?
· Как сказывалась политика на художественных произведениях (например, отражение войн, в которых участвовали россияне, в европейской литературе XVIII– начала XX вв.)?
· Какова цель использования русских слов, фраз, имен в иноязычных художественных текстах?
· В чем проявляется читательское назначение рассматриваемых произведений?
· Известна ли реакция российских читателей XVIII – начала XX вв. на западные описания России и россиян? Что российские читатели обсуждали? В каких мнениях были единодушны? Что принимали? Против чего выступали? По поводу чего “отмалчивались”? Было ли известно об этой реакции на Западе?
· В какой мере понятие национальной идентичности является “продуктом” межнационального литературного обмена? Как на формирование национальной идентичности влияет художественное слово?
Приветствуется постановка других вопросов, имеющих отношение к заявленной теме.
По результатам работы «круглого стола» планируется публикация тезизов.
назад
|