Учреждение Российской академии наук
Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН
Детство в культурных мифах современности
(в рамках проекта «Вымыслы о детстве и для детей»)
П Р О Г Р А М М А
Понедельник, 19 декабря
Первое заседание
11:00 –13:30
Круглый стол «Детство и литература / детская литература».
Сообщения — Ирина Николаевна Арзамасцева (Москва), Ирина Алексеевна Шишкова (Москва), Андрей Борисович Базилевский (Москва), Ирина Николаева Лагутина (Москва), Тамара Викторовна Кудрявцева (Москва), Михаил Игоревич Свердлов (Москва), Александра Павловна Уракова (Москва), Мария Федоровна Надъярных (Москва)
И все желающие.
Круглый стол ведут А.П. Уракова и М.Ф.Надъярных
13.30-14.30 перерыв
Второе заседание
14:30 –18.00.
Михаил Игоревич Свердлов (Москва)
Религиозная семантика детства на переломе XVI-XVII вв.
Марина Петровна Тихонова (Смоленск)
Тема детства в творчестве французских поэтов XIX в.: поэзия о детях или поэзия для детей?
Светлана Игоревна Панюта (Москва)
Образ детства во французской литературной сказке: от Перро к Вуазенону
16.00. – 16.15. перерыв
Вероника Юрьевна Чарская-Бойко (Санкт-Петербург).
О сатире в детской литературе (Э.Лир, Л.Кэрролл).
Александра Павловна Уракова (Москва)
«Золотой жук» Э. По в «Новой библиотеке для воспитания
(к проблеме миграции литературных текстов).
Тамара Викторовна Кудрявцева (Москва)
Из опыта переводов стихотворений Н. Рубцова на немецкий язык.
Екатерина Борисовна Аралова (Москва)
Рецептивный потенциал детской прозы Кристине Нёстлингер
Татьяна Анатольевна Федяева (Санкт-Петербург)
Феномен многоадресности в детской литературе.
Заседание ведут А.Б. Базилевский и М.И. Свердлов
Вторник 20 декабря
Первое заседание
11.00.-14.00.
Мария Федоровна Надъярных (Москва)
«Изобретательный ребенок» в динамике мифориторического традиционализма
Екатерина Евгеньевна Дмитриева (Москва)
Понимание детства у Йенских и Гейдельбергских романтиков (Новалис и братья Гримм).
Ольга Юрьевна Панова (Москва)
Негр как «дитя» и «примитив» в литературе США.
12.30.-12.45. перерыв
Нина Алексеевна Дворяшина (Сургут)
Ребенок как «поэтический антипод антипоэтического рассудка»
в художественном сознании З.Н. Гиппиус и ее современников.
Татьяна Николаевна Васильчикова (Ульяновск)
Концепт детства в художественном мире Х.Х.Янна.
Нина Анатольевна Мороз (Москва)
Детское сознание в творчестве У. Фолкнера 1920-30-х гг.
Мария Андреевна Павленок (Москва)
Ребенок и время: кто кого? (художественный мир шведской драмы рубежа XX-XXI веков)
Заседание ведет А.П. Уракова
14.00.-14.30. перерыв
Второе заседание
14:30-18:00
Елена Александровна Фельдман (Москва)
Мифологизация образа ребенка
в английской детской художественной литературе начала XX века (поэзия Сесиль Мэри Баркер)
Анастасия Олеговна Белова (Москва). Образ дома в произведениях Ф.Х. Бернетт для детей.
Ирина Алексеевна Шишкова (Москва) Детство вундеркинда
в повести Мюриель Барбери «Элегантность ежика»
16.00.-16.15. перерыв
Ксения Геннадьевна Артамонова (Москва)
Взаимоотношения детей и родителей в творчестве Дианы Уинн Джонс.
Вера Григорьевна Сибирцева (Нижний Новгород)
Константы художественного мира как отражение жизненного пути (творчество Миры Лобе)
Лейла Басхануковна Караева (Черкесск)
В поисках своего мифа. Детство в английской автобиографии ХХ века.
Заседание ведет М.Ф.Надъярных
18.00.-18.30. Заключительная дискуссия
Конференция состоится в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН:
ул. Поварская, 25-а, Каминный зал
Проезд на метро до станций: «Баррикадная», «Краснопресненская,
«Арбатская», «Библиотека им. В.И. Ленина»
Регламент докладов до 20 минут
Координаторы проекта
М.Ф.Надъярных, А.П. Уракова
Отдел литератур Европы и Америки новейшего времени
ИМЛИ РАН
Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН (Отдел литератур Европы и Америки новейшего времени) проводит научную конференцию на тему:
1. соотношение концептов «детство» - «современность»; смысловые переходы / семантический консерватизм восприятия «детства» в контексте «трех современностей»:
- традиционализм (в целом) / современность (со второй половины XVIII в.) = религиозная (традиционная) сакральность / светская сакральность
2. философия возраста в философии культуры:
3. мифологизация / «изобретение детства» / «культ детства» на общих и частных уровнях литературного процесса (эпоха, течение, школа, авторские поэтики)
4. семантическая дополнительность вымысла / документа в биографиях и автобиографиях
5. контексты «детского» чтения:
- миграция текстов в системе взрослое / детское чтение и топосы философии культуры / массовое чтение
- миграция текстов в системе взрослое / детское чтение и проблематика массовой культуры
- взрослое / детское чтение и культурный релятивизм (что - взрослость / детскость - является относительным / определяющим для чего)
г. Москва, Поварская ул., д. 25а, ИМЛИ РАН, Каминный зал.