 |
|
Новости дня
21.11.2011: Чтения по композиции текста
Тезисы доклада: 1. Средневековые английские баллады (в частности, баллады «робингудовского» цикла) дают множество материала для изучения явления, которое можно обозначить как «реконструкция мира и сознания в пределах определенного литературного жанра». Данный доклад посвящен «этнографии баллады»; в нем рассматривается соотношение литературного и исторического, с учетом того, что реальность литературная и историческая могут сильно отличаться, а потому неправомерно искать абсолютные соответствия между изображенным в тексте и существующим в действительности. 2. Хотя «мир баллады» гораздо уже исторической реальности во всем ее многообразии, тем не менее, в текстах выделяются основные компоненты, составляющие «литературный мир» (например, место действия в разных вариантах, оппозиция «город-деревня», отношение к времени, имена и названия, мировоззрение героев и т.д.). Они рассматриваются в сравнении с аналогичными компонентами в исторической реальности. Таким образом, привлекаемые для анализа материалы - как тексты баллад, так и документы эпохи (хроники, манориальные и судебные записи, ассизы и т.д.). 3. В качестве примера в докладе рассматриваются несколько компонентов, которые можно объединить понятием «топос»: город, деревня, замок, лес. 4. В балладах город зачастую противопоставлен лесу, но при этом нет противопоставления горожан крестьянам (сервам и йоменам), как в фаблио. Если город для героев баллад зачастую обозначает опасность, тюрьму, закрепощение (в отличие от фаблио, герои которых чувствуют себя привольно именно в городской среде), то лес – это синоним свободы. С другой стороны, чисто исторически именно город воплощает и дарует официальную свободу – в первую очередь, раскрепощая «несвободных», т.е. сервов. Развитие и усиление городов, если не прямо, то косвенно, находит свое отражение в «разбойничьих» балладах, пусть даже город не перестает быть опасным для их героев. Баллада, в первую очередь, рассматривается как сугубо городской жанр (более того, возникший в определенной среде – либо ДЛЯ определенной среды). В балладах присутствует даже косвенное отражение современной авторам «торговой» идеологии (например, в «Деяниях Робин Гуда») - перенос типично городских реалий в лес («братство», подобное внутренней организации гильдии, мена и продажа товара и т.д.). 5. Само понятие «деревня» (village) в балладах не присутствует (в отличие от town), и действие ни разу не происходит в деревне, хотя многие персонажи – не городского происхождения (при этом они не крестьяне, а йомены). Расплывчатость понятия «йомен» в XIII-XIV веке. Мифологизация образа Робин Гуда в первую очередь связана с тем, что он становится защитником бедных крестьян, хотя ничего подобного в ранних текстах нет (единственный раз упоминается sori husband, и более речи о крестьянах не идет нигде). 6. Замок Ричарда Ли из «Деяний» - гостеприимный дом, где находят убежище и защиту лесные стрелки, воплощение старых баронских вольностей. В исторической реальности, согласно Кларендонской ассизе, замок перестает быть пресловутой крепостью каждого отдельно взятого сеньора: хозяевам замков (как и арендаторам и даже монахам) запрещено давать приют преступникам и «сомнительным личностям». Рассматривается оппозиция ordre и law, вассальной верности и законопослушности. «Карантен» Ричарда Ли. 7. Едва ли не самый распространенный в балладах эпитет – «зеленый» (зеленый лес, зеленые плащи). Green в английской балладе; лес как символ, место действия и композиционный элемент. Обилие невымышленных названий в «робингудовских текстах». В XVI-XVIII вв. происходит смещение и усиление акцента, через концепт «естественного человека» в литературе – к авантюрным/разбойничьим романам и балладам Нового времени, когда лес превращается в условный фон. Что означало «уйти в леса» для человека XII-XIII века; outlaw литературные и реальные.
назад
|
|
 |
|