Ru | Eng
toplist hack video cet m?rc mirc indir film izle sohbet odalar? araba lida sex izle pornolar porno izle porno izle vob 0 km araba kelebek
19 апреля 2025
Почта


 
Архив А.М. ГорькогоВиртуальный музей-квартира А.М. ГорькогоРукописный отделФундаментальная электронная библиотекаФундаментальная электронная библиотекаАрхив А.М. ГорькогоВиртуальный музей-квартира А.М. ГорькогоРукописный отдел



 

Новости дня


21.11.2011: Чтения по композиции текста

Тезисы доклада:
1. Средневековые английские баллады (в частности, баллады «робингудовского» цикла) дают множество материала для изучения явления, которое можно обозначить
как «реконструкция мира и сознания в пределах определенного литературного жанра». Данный доклад посвящен «этнографии баллады»; в нем рассматривается
соотношение литературного и исторического, с учетом того, что реальность литературная и историческая могут сильно отличаться, а потому неправомерно
искать абсолютные соответствия между изображенным в тексте и существующим в действительности.
2. Хотя «мир баллады» гораздо уже исторической реальности во всем ее многообразии, тем не менее, в текстах выделяются основные компоненты,
составляющие «литературный мир» (например, место действия в разных вариантах, оппозиция «город-деревня», отношение к времени, имена и названия,
мировоззрение героев и т.д.). Они рассматриваются в сравнении с аналогичными компонентами в исторической реальности. Таким образом, привлекаемые
для анализа материалы - как тексты баллад, так и документы эпохи (хроники, манориальные и судебные записи, ассизы и т.д.).
3. В качестве примера в докладе рассматриваются несколько компонентов, которые можно объединить понятием «топос»: город, деревня, замок, лес.
4. В балладах город зачастую противопоставлен лесу, но при этом нет противопоставления горожан крестьянам (сервам и йоменам), как в фаблио. Если
город для героев баллад зачастую обозначает опасность, тюрьму, закрепощение (в отличие от фаблио, герои которых чувствуют себя привольно именно в
городской среде), то лес – это синоним свободы. С другой стороны, чисто исторически именно город воплощает и дарует официальную свободу – в первую очередь,
раскрепощая «несвободных», т.е. сервов. Развитие и усиление городов, если не прямо, то косвенно, находит свое отражение в «разбойничьих» балладах, пусть
даже город не перестает быть опасным для их героев. Баллада, в первую очередь, рассматривается как сугубо городской жанр (более того, возникший в определенной
среде – либо ДЛЯ определенной среды). В балладах присутствует даже косвенное отражение современной авторам «торговой» идеологии
(например, в «Деяниях Робин Гуда») - перенос типично городских реалий в лес («братство», подобное внутренней организации гильдии, мена и продажа товара и т.д.).
5. Само понятие «деревня» (village) в балладах не присутствует (в отличие от town), и действие ни разу не происходит в деревне, хотя многие персонажи – не городского
происхождения (при этом они не крестьяне, а йомены). Расплывчатость понятия «йомен» в XIII-XIV веке. Мифологизация образа Робин Гуда в первую очередь связана с тем,
что он становится защитником бедных крестьян, хотя ничего подобного в ранних текстах нет (единственный раз упоминается sori husband, и более речи о крестьянах не идет нигде).
6. Замок Ричарда Ли из «Деяний» - гостеприимный дом, где находят убежище и защиту лесные стрелки, воплощение старых баронских вольностей. В исторической реальности,
согласно Кларендонской ассизе, замок перестает быть пресловутой крепостью каждого отдельно взятого сеньора: хозяевам замков (как и арендаторам и даже монахам) запрещено
давать приют преступникам и «сомнительным личностям». Рассматривается оппозиция ordre и law, вассальной верности и законопослушности. «Карантен» Ричарда Ли.
7. Едва ли не самый распространенный в балладах эпитет – «зеленый» (зеленый лес, зеленые плащи). Green в английской балладе; лес как символ, место действия и
композиционный элемент. Обилие невымышленных названий в «робингудовских текстах». В XVI-XVIII вв. происходит смещение и усиление акцента, через концепт
«естественного человека» в литературе – к авантюрным/разбойничьим романам и балладам Нового времени, когда лес превращается в условный фон. Что означало
«уйти в леса» для человека XII-XIII века; outlaw литературные и реальные.


назад



В этом разделе:
   
 

                                         121069, г. Москва,
                                         ул.Поварская 25а.
                                         info@imli.ru





© ИМЛИ им. А.М.Горького РАН

Интернет-портал ИМЛИ РАН создан при поддержке Программ фундаментальных исследований Президиума РАН «Филология и информатика: создание систем электронных ресурсов для изучения русского языка, литературы и фольклора» (2003-2005) и «Русский язык, литература и фольклор в информационном обществе: формирование электронных научных фондов» (2006)

Дизайн и программная поддержка - Компания BINN.
http://www.binn.ru