|
|
Об ИМЛИ
| История
| Архиву и музею А.М.Горького - 70 лет
| Выступление Л.И.Спиридоновой
Л. Спиридонова
ГОРЬКОВЕДЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
Горький - писатель сложный и противоречивый, поэтому и отношение к нему даже в этом зале не может быть одинаковым. Я хорошо помню, как один из наших уважаемых литературоведов с этой трибуны предлагал закрыть литературный Музей Горького и сделать здесь Музей Гоголя. Поэтому, приветствуя сегодня наших коллег из Архива и Музея Горького, мы прежде всего должны низко поклониться им: в трудные годы перестройки они самоотверженно защищали доброе имя писателя и бескорыстно, подвижнически работали, чтобы сохранить бесценные богатства, которые бесспорно являются нашим национальным достоянием. Не только мы, сотрудники Отдела изучения и издания творчества Горького, но и все горьковеды мира должны сказать им спасибо за помощь в изучении подлинного Горького, который только на рубеже ХХ и ХХ1 веков стал осознаваться как провозвестник грядущей России.
Горьковеды мира - это не преувеличение. На современном этапе литературоведения новые исследования о писателе, основанные на непредвзятом изучении фактов и документов, появились не только у нас, но и во многих странах дальнего зарубежья. Назову хотя бы несколько имен: Барри Шерр и Ирена Мазинг -Делич в США, Т. Едлин в Канаде, Ютта Шеррер и Мишель Нике во Франции, Витторио Страда и Паола Чони в Италии, Гейр Хьетсо в Норвегии, Армин Книгге, Николас Кацер, Лотар Майер, Винфрид Веслер в Германии, Нишида Масари в Японии, Чжан Юй в Китае, Ирена Рудзевич и Иоанна Мяновски в Польше, Анри Барра в Новой Зеландии, Владимир Хазан в Израиле. Называю только тех, кто выпустил книги или серьезные статьи о Горьком и пользовался нашими последними работами и материалами Архива и Музея Горького.
Назовем и коллективные труды ИМЛИ, в которых печатались сотрудники Архива и Музея: "Неизвестный Горький"(1994), "Неизвестный Горький" (1995), "М. Горький .Неизданная переписка"(1998, второе издание -2000), "Вокруг смерти Горького"(2001)," Горький и его корреспонденты"( 2005), в этом году выходит "Публицистика Горького в контексте истории". К этому нужно добавить систематически издаваемые раз в два года в Нижнем Новгороде "Горьковские чтения" и возобновленные в Казани "Горьковские чтения". Можно сделать вывод, что Архив и Музей занимаются не только своим непосредственным делом - хранением, обработкой, комплектование и популяризацией творчества писателя - но являются также научными центрами горьковедения.
Объективное и непредвзятое изучение творчества Горького во всем его объеме - первая особенность горьковедения последних двух десятилетий. С 1997 года в ИМЛИ стала выходить вторая серия Полного собрания сочинений писателя -Письма, в которых примерно треть каждого тома - это документы, публикуемые впервые. Только после завершения этой серии и издания "Публицистики" Горького в полном объеме можно будет представить себе истинное лицо писателя и оценить его роль в политической, общественной и литературной жизни конца Х1Х - первой трети ХХ века. А сейчас не будем повторять хорошо известные высказывания Пастернака, что Горький - "океанический человек" или Марины Цветаевой -"Горький - эпоха", а приведем две цитаты из работы итальянской исследовательницы Паолы Чони, только что защитившей кандидатскую диссертацию в Институте всемирной истории РАН: "Феномен М. Горького в политической борьбе первой трети ХХ века". Она оценивает Горького как одного "из европейских интеллектуалов, повлиявших на формирование ценностных ориентиров в политике и культуре ХХ века" и пишет: "истина о писателе располагается не на крайних позициях, а должна быть найдена в другом месте, в интерпретации драмы интеллигента, сформировавшегося в эпоху кризиса ценностей и в исторический период великих перемен для России и для всей Европы".
М. Горький - одна из ключевых фигур ХХ века. Сегодня по разному оценивают его личность и творчество. "Буревестник революции", предвидевший и прославлявший ее, он долгие годы был живым символом нового мира, "первым пролетарским писателем", " основоположником социалистического реализма". В период перестройки именно это ему вменили в вину и постарались вычеркнуть Горького из русской истории, общественной мысли и литературы. Его стали называть предателем и конформистом, "надсмотрщиком" над советскими писателями, другом кровавых чекистов и их "хозяина" Сталина. Понадобились годы и публикации сотен новых материалов, ранее скрытых в советских и зарубежных архивах, чтобы читатели вновь обратились к Горькому, желая понять, что же это был за человек, мыслитель и художник.
На этот вопрос прежде всего отвечает издаваемое в ИМЛИ РАН полное собрание сочинений писателя, в котором участвуют и сотрудники Архива и Музея. Оно позволяет узнать нового Горького, писателя сложного и противоречивого, человека с мятежной душой и острым умом, незаурядного мыслителя и общественного деятеля, поднявшегося из народных низов до высот мировой культуры. Можно сказать, что Горький , став знаменем эпохи еще в конце Х1Х века, дожил до ХХ1 века как писатель, полностью не прочитанный и не понятый.
Творческое наследие Горького - явление уникальное и по объему, и по значению в истории мировой культуры. Писатель всю жизнь пытался решить важнейшие общественно-политические, исторические, философские, эстетические, этические проблемы, которые волнуют и людей ХХ1 века. Часто находясь в центре событий мирового значения, он запечатлел в своем творчестве эпоху социальных катаклизмов, глобальной переоценки ценностей, зарождения и развития нового типа сознания. В своих художественных произведениях, статьях и особенно откровенно в письмах Горький высказывал мысли обо всем происходящем в мире, сообщал подлинные факты необычной биографии цехового Алексея Максимовича Пешкова, ставшего всемирно известным писателем. В них не только раскрывается внутренний мир Горького и тайны его творческой лаборатории, но и достаточно полно дана картина культурной жизни России за полвека.
Горький переписывался едва ли не со всеми выдающимися деятелями эпохи. Довольно интенсивной была переписка с В. Лениным, И. Сталиным, Л. Троцким, Л. Каменевым, Г. Зиновьевым, Н. Бухариным, А. Рыковым, С. Кировым, Г. Ягодой, В. Молотовым, Л. Красиным и другими политическими деятелями, которая частично или полностью была неизвестна. Иными словами, только в конце ХХ века читатель начал представлять масштаб деятельности писателя и подлинную картину его духовного развития. Поражает прежде всего быстрый рост талантливого самоучки Алеши Пешкова, который в 1899 г. стал всемирно известным писателем Максимом Горьким. Его первые письма Л. Толстому и Г. Успенскому написаны чужой рукой, т.к. юноша стеснялся своей неграмотности. Пройдет всего три года, и письма станут не только грамотными, но и полными раздумий о собственной жизни и даже философичными. "Мое мнение: лучше больше пережить, чем дольше прожить", - признается он другу в 1892 г. и размышляет: "Но что же есть эта жизнь? Конечное нечто или же переходная форма к лучшему?" Чехову он пишет в 1898 г.: "Я человек очень нелепый и грубый, а душа у меня неизлечимо больна. Как, впрочем , и следует быть душе человека думающего." А в 1899 г. Горький уже сообщает, что дал разрешение французскому переводчику Д. Рошу переводить и печатать свои ранние рассказы с иллюстрациями И. Репина. Его первую повесть "Фома Гордеев" выпускает солидное американское издательство " Сыновья Ч. Скрибнера", которое получило "исключительное право издания и перевода" сочинений Горького. Воистину стремительный взлет!
"Беспокойный человек" Горький мучительно пытается понять себя и окружающих, ищет свое место в жизни и свою правду. Как выясняется , он вовсе не был правоверным марксистом, каким его всегда изображали советские литературоведы. Горький пишет критику А. М. Скабичевскому: "Я - не марксист и оным не буду вовеки, ибо считаю стыдом исповедовать "марксизм по-русски и по-немецки", ибо я знаю, что жизнь творят люди, а экономика только влияет на нее". И чуть позже - А. Волынскому: "…демократ по рождению и чувству, я очень хорошо вижу, что демократизм губит жизнь, и понимаю, что его победа будет победой не Христа, как думают иные, а - брюха". Как совместить это признание, сделанное одному из вождей модернизма, с расхожей мыслью о демократе Горьком, усердно боровшимся с декадентством?
Позже писатель сблизится с социал-демократами, будет активно помогать им, но и тогда не откажется от " свободы думать по-своему". Только теперь мы по-новому осмысляем его взаимоотношения с большевиками, полемику с В. Лениным, участие в Каприйской партийной школе и группе "Вперед", переписку с А. Богдановым. Уже тогда его не удовлетворяли полностью ни большевики, ни меньшевики, и он шел с ними только до той поры, пока его любимый красный цвет не превращался в потоки крови. С годами менялось горьковское понимание задач литературы и миссии художника, но оставалось неизменным желание писать о коренных вопросах духа, о героическом и светлом, возбуждающем в людях мечту об иной жизни, воспевать Человека с большой буквы.
Окрыленность была свойством самой натуры писателя. В самом начале ХХ века он почувствовал, что происходит "развал того философского и этического базиса, на коем основано благополучие мещанства" и провозгласил в качестве основного принципа жизни героический романтизм. В Америке уже в 1906 г. Горький проницательно ощутил атмосферу бездуховности и фальши, безразличие к человеку. Развенчивая буржуазную демократию, он осудил культ денег, которые "короли жизни" делают лишь для того, чтобы сделать еще деньги и подчинить себе весь мир. Именно в Америке он начал писать повесть "Мать", в которой попытался создать новое евангелие для пролетариата.
В 1930-х г.г. это произведение объявят первой ласточкой социалистического реализма, а Горького "основоположником" нового литературного направления. И почти никто не заметит, что писатель отразил в "Матери" , а потом в "Исповеди" мысль о необходимости дать человеку новую веру, которая воскресит его к иной жизни, перестроит мир по законам правды и справедливости. Горького занимала идея коллективизма, "собирания" людей в единого Человека, становящегося "Богом - народушкой". Именно так он понимал задачи социалистов. В 1906 г. Горький писал: " Да здравствует эта новая религия, которая освобождает бедных от оков бедности, а богатых - от позорного бремени золота и предрассудков".
Горьковское понимание социализма как религии было довольно далеко от ленинского, что скажется с особой остротой в революционные дни 1917-1918 г.г. В произведениях и письмах этого периода, долгие годы хранившихся в спецхранах, выражено истинное отношение писателя к политике большевиков и их вождям. В них резко говорится о Ленине, Троцком, Зиновьеве и Луначарском, о лозунге "Грабь награбленное !", о поведении большевиков в дни июльского кризиса 1917г.. В январе 1918 г., давая характеристику политической ситуации , Горький писал: "Сняли с России обручи самодержавия, и вот - рассыпается "Святая Русь", как рассохшаяся бочка, изгнившая бочка. Ужасно гнило все, а людишки - особенно".
В страшные дни террора и гражданской войны Горький взвалил на свои плечи непосильную ношу защитника всей русской интеллигенции, которую считал мозгом нации. Невозможно сосчитать, скольких людей писатель спас от голодной смерти, тюрьмы, расстрела, ссылки в 1920-х гг. и от политических расправ в 1930-х. Письма к Ленину, Сталину, Каменеву, Зиновьеву и другим большевистским лидерам, ставшие известными в самое последнее время, свидетельствуют, что писатель неоднократно упрекал советскую власть в бессудных казнях и необоснованных арестах.
Горький, по его собственному признанию, "ходил по всем этажам социальной лестницы" - от простых рабочих до великих князей и советских вождей. Суровая жизненная школа и постоянная работа беспокойной ищущей мысли со временем сформировали из полуграмотного босяка подлинного интеллигента, который возглавил "Дом ученых", "Дом искусств", издательство "Всемирная литература", а во второй половине 1920-30-х г.г. стал организатором всего культурного процесса в СССР. Как никто другой, он постоянно оказывался на переднем крае острой идеологической борьбы и частенько, ввязавшись "в число драки", пытался примирить противников: Ленина - с А. Богдановым, Сталина - с оппозицией. Не удивительно, что ему доставалось справа и слева. Достается и сегодня: Горькому не могут простить искренней увлеченности идеями социализма, проповеди коллективизма, осуждения мещанства и власти денег.
Горький жил по зову "трагически прекрасной эпохи". Он был истинным сыном России, пережившей в первой трети ХХ века три революции и две войны. Он умирал, когда на страну надвинулась угроза фашизма, и в предсмертном бреду повторял: "Будут войны", "Надо готовиться". Смерть Горького стала источником новых легенд: в 1938 г. ее объявили делом рук "врагов народа" и "врачей отравителей", в 1990-х г.г. приписали секретарю П.П. Крючкову, в газете "Аргументы и факты" воскресили миф об отравлении писателя шоколадными конфетами, присланными из Кремля. В период перестройки на писателя обрушился шквал самых страшных и несправедливых обвинений, которые не способствовали его популярности.
Тем не менее, Горький вошел в ХХ1 век как живой и злободневный классик. Его голос звучит со сцен театров всего мира, с экранов телевизоров, по радио и в Интернете , а многие произведения поражают глубиной мысли, актуальностью проблем и непревзойденным художественным мастерством. История ХХ века и история русской литературы немыслимы без освоения наследия писателя, который всегда жил "с собственным воздухом вокруг крыльев". Мартин Андерсен Нексе писал:" Духовная жизнь человечества, развиваясь, проявляется время от времени настолько своеобразно, что все существенные черты ее концентрируются в одной единственной личности. Одним из таких избранных является Максим Горький". Должно было пройти более полувека после смерти писателя, чтобы эта оценка подтвердилась. Перечитывая Горького сегодня, мы удивляемся глубине постижения исторических событий, актуальности многих мыслей и пророческому предвидению будущего.
Не все горьковские произведения пережили свою эпоху: критерии классовости и партийности уступили место оценкам с общечеловеческой точки зрения, развенчаны идеи мировой революции и единения пролетариев всех стран. Не выдержали испытания временем фантастические проекты преобразования природы, которые сменило требование охраны окружающей среды, разрушаемой бездумными прожектерами. Но к одной горьковской теме люди будут обращаться вновь и вновь. Это тема России, ее исторических судеб и русского национального характера.
Сам Горький был живым воплощением характерных черт русского народа во всех его проявлениях. Поздравляя его с шестидесятилетием, Стефан Цвейг писал, что писатель как талантливый и честный свидетель истории дал "образ сущности" России, высказал сокровеннейшие мысли и желания народа. Он признался:" Если мы сегодня много знаем о русском народе, если мы его любим и верим в силу его духа, то этим мы в огромной степени обязаны Вам, Максим Горький". Чувствуя свою ответственность за все происходящее в стране, мучительно болея за судьбы народа, писатель пытался постичь "русскую идею" в совокупности сложных проблем ХХ века. Начав изучение национального характера с феномена босячества, он показал и самоотверженных героев народничества, и фанатиков идеи социализма. и просто российских "жителей", изуродованных тяжкой отечественной историей. Пролетарский революционер Павел Власов из повести "Мать" и герой "Исповеди" Матвей, взыскующий "Града Грядущего" - две ипостаси души русского народа : бунтарь и странник. Один обращается к соборному чувствованию народа, другой стремится активными революционными действиями изменить его реальную жизнь.
Говоря о "двух душах" русского народа - западной и восточной, - испытывая жгучую неприязнь к "азиатской" пассивности, Горький стремился подтолкнуть Россию на путь европеизации, требуя от русского человека активности, а не смирения и долготерпения. Горьковская позиция в спорах о "русской идее" определялась его верой в необходимость вытравить из души народа рабскую психологию, воспитанную веками угнетения. Одно это дает писателю право на строгий, но справедливый суд потомков. В ХХ1 веке изучение творчества Горького фактически начинается заново. Поздравляя сотрудников Архива и Музея Горького с юбилеем, желаю им успехов в этой трудной, но благодарной работе.
|
|
|
|